Что мы знаем о Монтлевиче — кураторе новой пропагандистской выставки в «Вагнер Центре» «Фотосессия с кувалдой» и обвинения в домогательствах
«Вагнер-центр» в Петербурге проанонсировал открытие антиамериканской выставки «Новый порядок», её куратор — философ Александр Монтлевич. Рассказываем, кто он такой, а также что думают независимые и антивоенные художники о новой пропагандистской вагнеровской экспозиции.
Кто такой Монтлевич и в чем его обвиняли
Карьера выпускника философского факультета СПБГУ Монтлевича развивалась ровно и уверенно. Он работал в школе современного искусства «Смена», преподавал философию в Академии русского балета имени Вагановой и писал статьи в журнал «Транслит». Однако в феврале 2022 года Александр оказался в центре крупного скандала.
Тогда художница Мария Дмитриева в разговоре с изданием «Крапива» обвинила философа в сталкинге своего сына, ученика 6 класса.
Дмитриеву и Монтлевича связывали дружеские отношения: он помогал Марии и присматривал за ее ребенком, когда она занималась работой. Постепенно женщина начала подозревать, что отношение Монтлевича к ее сыну выходит за рамки простого дружелюбия. Однажды Маря увидела, как мужчина лежал на диване и вплотную прижимался к ее сыну.
Дмитриева прекратила общение с преподавателем, и он начал преследовать ребенка. «Весь сентябрь (скорее всего, пьяный) Монтлевич караулил сына у метро в 7:20 утра и провожал его до школы. Сын боялся об этом сказать», — заявила Мария.
Коллеги Монтлевича подтвердили слова художницы. Кроме того, выпускницы школы «Смена» рассказывали о домогательствах со стороны философа и его признании «в сексуальном влечении к мальчикам и преследовании другого несовершеннолетнего подростка». Монтлевич, в свою очередь, на своей странице в фейсбуке назвал текст «Крапивы» лживым и полным подтасовок.
Кураторство выставки в «Вагнер-Центре»
На днях стало известно, что с 20 января по 20 февраля в «ЧВК Вагнер Центре» пройдет выставка «Новый порядок» художника Алексея Чижова. Выставка обещает «раскрыть темную сторону глобализации США» и стать «вызовом американской гегемонии».
По мнению Чижова, чьи работы до сих пор висят в отделениях галереи Эрарта в Петербурге и Лондоне, мероприятие является жестом «гражданской и духовной поддержкой и солидарности с работой ЧВК „Вагнер“».
Для Монтлевича событие станет первым опытом в роли куратора персональных выставок. В комментариях в соцсетях философ обещает устроить на выставке «фотозону с кувалдой». а возможность записываться добровольцем на войну называет «неплохой идеей для перфоманса».
Среагировали на резонанс в СМИ даже вагнеровцы. «После заявления Ксении Собчак мы проверили и убедились, никакой информации о случаях педофилии и сексуальных домогательств Монтлевича в открытых источниках нет, судебных процессов не ведётся. Даже в социальных сетях никакой информации нет. Если Ксения Анатольевна имеет какую-то информацию, отличающуюся от нашей, большая просьба сообщить нам, мы с ней обязательно разберёмся», — говорится в сообщении.
Как отреагировала петербургская интеллигенция
«Всё это было бы смешно, но кровь украинских мирных жителей, бойцов, защищающих свои семьи, жизни близких — настоящая. Этого всего не исправить. И сколько угодно каких угодно можно слов нагородить, объясняя, зачем делаешь выставку в главной чёрной мордорской башне, это уже всё равно», — высказалась художница и фемактивистка Дарья Апахончич.
По словам основателя «Партии мертвых» Макса Стропова, Монтлевич решил связаться с «Вагнер Центром» после того, как с философом перестали взаимодействовать представители художественного и философского общества Петербурга. «Последней каплей стала педофильская история год назад, после которой большая часть этих тонких и многообразно пересекающихся кругов от Монтлевича отвернулась. И вот он вновь обретается — но уже на диаметрально противоположной и максимально кринжовой стороне, курируя выставку в „Вагнер Центре“, при этом продолжая играть в эту как бы иронию, как бы забавляясь», — пишет Стропов.
Действительно, поддерживающие Монтлевича комментаторы и соратники в основном видят в проекте якобы «иронию и стеб над левым искусством». За куратора также вступился художник Ярослав Троянский: «либерде рвет пуканы» — говорит он.
Поэт Роман Осминкин, издающий журнал «Транслит», где когда-то публиковался Монтлевич, считает. что «нужно пока не поздно (хотя уже и поздно) поскребсти „Монтлевичей“ в каждо_й из нас, эти червоточинки фашизма, рессентимента, постмодернистской иронии, обернувшейся цинизмом — это все, от чего никто не свободен».
Обложка: [ТРАНСЛИТ]