Что происходит с киноиндустрией во время войны и диктатуры? Рассказываем на примере Испании, Италии и Японии
Кинематографисты в России живут в условиях военной и политической цензуры. Такие фильмы, как «Нуучча», «Капитан Волконогов бежал» и «Мы» по повести Евгения Замятина, либо не выходят в прокат совсем, либо их выход «откладывается» на неопределенный срок. Тем временем Минкульт намерен увеличить поток пропагандистских картин, чтобы повысить лояльность к войне и традиционализму.
На трех примерах рассказываем, почему эта идея обречена на провал, и какое наследие оставляет кино-в-время-диктатуры.
Италия при Бенито Муссолини (1922 — 1945)
Антивоенная пропаганда внутри военной пропаганды
К приходу фашистов к власти кинематограф Италии был в упадке: кинотеатры показывали американские ленты и немногочисленные национальные фильмы весьма сомнительного качества. Бенито Муссолини, фанат большого экрана, еще до Гитлера понял, что кино может быть идеальным орудием пропаганды — и, как ни странно, немало сделал для индустрии в стремлении создать идеальный инструмент для влияния на умы граждан. В 1932 году был открыт первый в мире кинофестиваль, Венецианский, в 1934-м учреждено Главное управление кинематографии, а в 1937-м создана знаменитая киностудия «Чинечитта», на которой потом работали Федерико Феллини, Мэл Гибсон, Мартин Скорсезе и другие мэтры.
Благодаря этому Италии удалось избавиться от гегемонии Голливуда и начать создавать собственное кино (впрочем, нетрудно представить, какое). Военная пропаганда вводилась постепенно: поначалу кинематографистам разрешали снимать что душа попросит, но постепенно власти стали требовать от них лояльности. Звездой стал Алессандро Блазетти, своего рода отец фашистского кинематографа: его фильм «Солнце» 1929 года о (безуспешной) борьбе крестьян с фашистами за землю так понравился Муссолини, что 29-летний режиссер к 1934 году, когда было создано Управление кинематографии, стал самым востребованным постановщиком в стране.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.