Констатация поражения или попытка обнадежить — в чем сила нового альбома «СБПЧ»? Николай Овчинников — о «Ничего больше нет»
Группа «Самое Большое Простое Число» выпустила альбом «Ничего больше нет», придуманный еще до войны, но удивительно ее предчувствующий. Николай Овчинников (Voice) рассказывает, как Кирилл Иванов лучше всех озвучил нашу жизнь накануне и во время ***** — и дал нам надежду.
В начале войны не хотелось ничего слушать — да и нечего было. За одним исключением. 25 февраля музыкант Pioneerball и лидер группы «Самое Большое Простое Число» Кирилл Иванов выпустили сингл «Родина». «Ты любишь родину, дебил. Тут надо, чтоб она тебя любила», — с равнодушием и отчаянием одновременно читал Иванов.
Та песня навсегда останется памятником первым месяцам войны: куча мыслей в голове, тебе показали ключи от рая, но в итоге ты оказался в аду, а Родина, которую ты всегда вопреки всему любил и уважал, тебе не отвечает взаимностью. «СБПЧ» родину вскоре покинули — в их нынешнем расписании концертов нет Москвы и Петербурга, зато есть Рига и Тбилиси.
Еще до начала войны группа придумала новый альбом, но записывать села уже в марте. Как рассказывает Иванов, «Работа над альбомом очень помогала. Это был какой-то телепорт в наш привычный мир. Возможность в нем оказаться очень выручала».
Альбом называется «Ничего Больше Нет» — и это одновременно панихида по тому самому привычному миру и попытка обнадежить всех, кто его лишился.
Как «СБПЧ» стали бытописателями нашей жизни
Но вернемся на 15 лет назад. Пост-фактум кажется, что именно альбомы «СБПЧ» разметили биографию городского поколения нулевых — тех самых, кого называли «хипстерами» и «креативным классом», тех, кто последние годы изо всех сил пытался облагородить жизнь вокруг, хотя природа и общество не отвечали им взаимностью.
Сперва мы пытались придумать правильные слова посреди информационного шума, мы искали новый звук на пустом месте, много чудили и гудели — и об этом первый альбом «СБПЧ», в котором смешались императив «Пожалуйста, не танцуйте» и рассказ о боге в «Икее». Журналист , увлеченный чужеродными рифмами и ритмами, Кирилл Иванов вместе с соратниками из «Ёлочных Игрушек» создал самый резкий и меткий манифест своих сверстников, которые научились задавать вопросы к истории и поняли, что ответы тоже придется придумывать самостоятельно.
Потом мы научились развлекаться и делать это в большой компании. Как раз про это альбом «СБПЧ Оркестр», на котором соседствовали чудной рэпер Ларик Сурапов и безумный шансонье-трикстер Стас Барецкий. И там же была надрывная песня «Это», в которой очень хорошо сформулирован запрос поколения на что-то большее — и невозможность его выполнить. Под стать и клип — с Ивановым, который будто потерял связь с окружающим миром и в итоге уходит в закат.
После этого «СБПЧ» и Иванов стали большим инди-брендом. Открытый лидером группы бар «Мишка» стал символом тусовочного Петербурга начала десятых: с его одновременными несерьёзностью и удивительной искренностью. Поколение нулевых, которое упустило свой шанс на перемены в 2012 году, решило попытаться хотя бы выстроить вокруг себя уютный и понятный мир. К тому же периоду относятся альбомы «Флешка» и «Лесной Оракул» с их оголенным сырым звуком и разговорами о зверях как людях и людях как зверях.
Когда в 2014 году стало понятно, что и маленький мир вокруг не обустроить, мы обратили свою энергию перемен внутрь самих себя. Вторая половина десятых — время бесконечного самоанализа на дискотеке, карнавала вопреки, поп-музыки как символа комфорта и богатства. В те же годы в «СБПЧ» пришла инди-певица и актриса Евгения Борзых, а в их клипах замелькал Александр Гудков. На альбомах тех лет(от «Я думаю, для этого не придумали слово» до «Все равно») группа на фоне наэлектризованного хип-хопа и дискотечных ритмов в духе поздних Arcade Fire училась объяснять себе и нам, что же с нами не так. «СБПЧ» находили в себе боль и эхо личных трагедий, препарировали их, проигрывали судьбе, но в итоге оставались победителями для себя. Два символа этой эпохи — безумный гимн неудачников «Провал» и гимноподобная «У нас есть все» с детским хором, где Иванов и Борзых будто передают следующему поколению надежду на какое-то будущее.
«СБПЧ» вообще в какой-то момент стали семейной группой. Они выпускали альбом-сказку (на который звали всех — от того же Гудкова до Антона Лапенко). Они и на взрослых альбомах умели спеть так, чтобы было понятно и тем, кому еще нет 18 (апофеоз — альбом «Мы не спали, мы снились», который звучит как учебник по жизни в десятые годы). На их концертах стало больше детей. При этом, как и их поколение, «СБПЧ» не могли не замечать сгущающейся атмосферы вокруг. Они могли выпустить на следующий день после референдума об обнулении песню «Надоел»: ревизионистский диско-хит, который в какой-то момент превращается в слоган для уже не существующих митингов.
В общем «Самое Большое Простое Число» стали свидетелями и бытописателями жизни поколения нулевых. Сейчас это поколение находится в отчаянии и растерянности. Альбом «Ничего Больше Нет» как раз о нем и для них.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.