В «Гараже» опять показывают Киаростами: Что смотреть у главного режиссера иранской новой волны

В «Гараже» опять показывают Киаростами: Что смотреть у главного режиссера иранской новой волны

В «Гараже» снова показывают фильмы Аббаса Киаростами — «великого иранца», с чьих фильмов началось международное признание иранского кинематографа. Любимец Куросавы и Скорсезе, он, по сути, придумал новую иранскую волну — социальное, человечное кино, в котором часто невозможно понять, где заканчивается документальность и начинается художественный вымысел. Случайные разговоры в машине, курдские деревушки, люди с улицы, играющие сами себя, — Киаростами на протяжении 45 лет вглядывался в реальность и всегда находил в ней милосердие и гуманность, в которых мы как никогда нуждаемся сейчас, в непрекращающемся 2020 году.

Посмотреть фильмы Киаростами в Garage Screen можно до сентября. Ретроспектива поделена на пять частей: покажут и ранние ленты 70-х, которые уже не найти в свободном доступе, и самые известные работы режиссера, получившие призы Каннского и Венецианского фестивалей, и поздние экспериментальные картины. The Village рассказывает про фильмы Аббаса Киаростами, которые стоит увидеть на большом экране.

«Путешественник»

Чтобы полюбить футбол: «Путешественник»

Ретроспектива Киаростами забавно наложилась на чемпионат Европы по футболу. Уже 3 июля в летнем кинотеатре можно будет посмотреть полнометражный дебют Киаростами «Путешественник» — историю о мальчике из небольшого иранского городка, который решает добраться до Тегерана, чтобы увидеть вживую футбольный матч своей любимой команды. Иран, кроме синефилии, страдает еще и любовью к футболу (иранский нападающий Али Даеи — рекордсмен по голам за национальную сборную).

Футбол — доступный и интуитивно понятный спорт. И поэтому для кинематографа он оказывается невероятно пластичным пространством, чтобы говорить о неравенстве — гендерном или классовом. Это стало совсем заметно, когда ученик Киаростами, Джафар Панахи, снял картину «Офсайд» о женщинах-болельщицах, которых в Иране не пускают на матчи. Но даже в «Путешественнике» конфликт очевиден: школьник-бунтарь Гассем, чтобы наскрести на билет до Тегерана, тащит из дома все, что только можно толкнуть местным торгашам. Когда он наконец оказывается в столице, камера будто случайно отвлекается от мальчика и скользит по чистым тегеранским улицам, совсем не похожим на остальной Иран. «Дети в Тегеране не будут со мной дружить», — разочарованно говорит случайному болельщику Гассем и в одиночестве отправляется слоняться по городу и валяться на траве в парке. И все же сбежать из дома в дикий, отчужденный город необходимо, потому что только так получается расти: набивать шишки и нестись наобум во взрослую, ничего не обещающую, но игривую жизнь.

Что еще смотреть в блоке «До революции»

  • «Свадебный костюм». В ранних фильмах Киаростами особенно заметно влияние итальянского неореализма. «Свадебный костюм» — смешная минималистичная картина о подростках, которые тайком примеряют в ателье не по размеру взрослый костюм. Это не только метафора недоступной зрелости — мы всегда тянемся к родительским вещам в шкафу, — но и история про поиск национальной идентичности.
  • «Первый случай, второй случай». Кинодокумент Исламской революции 1979 года, после которой выпуск фильмов оказался под контролем властей. В 80-х цензура стала настолько жесткой, что режиссерам приходилось снимать подпольно (доходило до того, что носить галстуки разрешали только отрицательным персонажам, потому что это западная пропаганда). Полудокументальный фильм «Первый случай, второй случай», в котором актеры размышляют о судьбе революции, власти запретили, а одного из героев казнили. Примечательна сцена, в которой реальные зрители смотрят отрывок из будущего фильма, — Киаростами показывает, что кино не просто отражает нашу реальность, но прямо ее формирует, идеологизирует и вписывает в пространство политики, хотим мы того или нет.

«Крупный план»

Чтобы запутаться: «Крупный план»

С «Крупного плана» началось десятилетие культовых картин Киаростами и его слава за рубежом. В фильме режиссер так хитро смешивает документальность с художественным вымыслом, что пересказать его сюжет почти нереально. «Мы никогда не сможем приблизиться к истине, кроме как через ложь», — говорил Киаростами. Центральный сюжет — реальный судебный процесс над человеком по имени Хоссейн. Тот выдавал себя за другого иранского режиссера, Мохсена Махмальбафа, и обманывал случайную семью, обещая роли в новом фильме. «Зачем вы притворялись Махмальбафом?» — раз за разом спрашивает у Хоссейна судья. В ответ тот рассказывает, как мечтал снять кино и представлял, будто он великий режиссер, а не бедный должник из типографии. Киноман-романтик не может прокормить себя, зато цитирует Толстого — Киаростами показывает чувственного, но совершенно не приспособленного к жизни в социуме человека. Как обществу поступать с такими людьми? Обманутая семья прощает Хоссейна в надежде, что тот сможет стать «достойным человеком».

Часть сцен досняли уже после судебного разбирательства, и мы не всегда понимаем, где начинается игра. Зато последние сцены — не просто документальное кино, а буквально конструирование реальности. Киаростами познакомил Хоссейна с Махмальбафом, настоящим режиссером, и отправил их к той самой семье — извиняться. Герои едут на мотоцикле, попутно покупая цветы, но звукозаписывающая техника дает сбой. Фильм начинает шипеть, и зритель ничего не улавливает из разговора Хоссейна и его кумира, лишь молча наблюдая за катящимся мотоциклом.

Киаростами напрямую вторгается в жизнь главного героя — по сути, режиссирует ее. Но это не спекуляция и не эксперимент ради кадра — скорее, второй шанс, опыт коллективного сострадания и бережного отношения к ближним.

Что еще смотреть в блоке «Демонтаж четвертой стены»

  • «Соотечественник». Один день из жизни полицейского, который работает на контрольном дорожном пункте и решает, кого пропустить, а кого развернуть. На похороны, в суд, на дачу копать картошку — в фильме наглядно показано, как человеческая воля зависит от настроения одного человека. Он может быть сговорчивым, а может обидеться. «Соотечественник» оказывается идеальным высказыванием о природе свободы, нелогичной и часто лишенной нашего участия.
  • «Хор». Короткометражка, в которой Киаростами экспериментирует со звуком. Герой лишается слухового аппарата, вместе с ним перестает слышать и зритель. Это изменяет наше восприятие и подчеркивает визуальность, обостряя зрение. Этим же приемом Киаростами пользовался в финальных сценах «Крупного плана».
  • «Где дом друга?». Один из первых фильмов Киаростами, который отметили за пределами Ирана. Он получил четыре награды на фестивале в Локарно. Завязка такая: восьмилетний мальчик пробирается в соседнее село, чтобы принести тетрадь однокласснику, которого могут отчислить. Киаростами по-серьезному смотрит на своего героя, не умаляя его тревог, — пример честного и заботливого наблюдения.

«Вкус вишни»

Чтобы вспомнить «Вкус вишни»

В 1997 году на юбилейном, 50-м Каннском кинофестивале Аббас Киаростами получил «Золотую пальмовую ветвь» за «Вкус вишни» — с этой экзистенциальной притчи начался его международный триумф. Картину чуть не запретили прямо перед премьерой — ключевой для фильма мотив самоубийства не оценили в Министерстве культуры и исламской ориентации Ирана.

Главный герой господин Бади хочет покончить с собой и ищет человека, который за вознаграждение сможет ему помочь: прийти с утра к яме и засыпать его тело землей (либо удостовериться, что тот все же не решился на самоубийство). Бади разъезжает по пустырю и уговаривает разных людей сесть к нему в машину: кто-то сразу отказывается, другие соглашаются — будь то юный призывник или студент семинарии. Но первый, бывший крестьянин, не хочет быть могильщиком и убегает, а семинарист безуспешно читает проповеди, что самоубийство — это грех против Аллаха.

Но главного героя не переубедить, он-то считает, что самоубийство — это просто строчка в словаре, которой необходимо практическое применение. «Я навоз, которым нужно удобрять корни деревьев», — говорит он. Смерть у Киаростами идет не после жизни, а вплетается в ее непрерывный, цикличный процесс. Очередной пассажир, предельно жизнелюбивый таксидермист, тоже пытается отговорить Бади от его решения: читает стихи, рассказывает про солнце, встающее из-за гор, и ягоды шелковицы. «Ты хочешь отказаться от всего? Хочешь забыть вкус вишни?» — парадоксально, как их разговор о смерти подсвечивает ценность привычных для нас вещей: вкусовых ощущений, тактильного опыта — повседневности как таковой.

Что еще смотреть в блоке «Мировое признание»

  • «Сквозь оливы». Фильм, продолжающий исследовать запутанные отношения искусства и жизни. Пару молодоженов играют непрофессиональные актеры со своими собственными переживаниями: исполнитель главной роли беден, и семья девушки против их брака. Так эфемерные, художественные чувства сталкиваются с реальным классовым конфликтом.
  • «Ветер унесет нас». Что происходит, когда город вторгается в деревни? Как горожане взаимодействуют с сельским пространством? Киаростами сталкивает два этих мира, исследуя темы гендерного равенства и ценности труда.

«Десять»

Чтобы проехаться на машине по Тегерану: «Десять»

С появлением цифрового кинематографа Киаростами начал отказываться от больших камер и экспериментировать со съемкой. Фильм «Десять» полностью снят в салоне автомобиля почти статичными камерами, здесь как будто и нет режиссера, только десять коротких новелл-разговоров в машине водительницы (да-да, именно водительницы). Главная героиня спорит с сыном — тот не может простить матери развод с его отцом. В другой вечер она подвозит проститутку, которая читает ей манифест о сексуальном освобождении женщин. Или, например, обсуждает со случайной попутчицей Бога, «которого мы молитвами заставляем что-то сделать, а он все знает наперед».

Машины — любимое пространство Киаростами, одновременно замкнутое и очень личное, но в то же время публичное, постоянно взаимодействующее с внешним миром. По дороге главная героиня за рулем вынуждена ругаться с мужчинами-водителями, отстаивая свое право на свободное передвижение. В то же время только в салоне ее сестра может выплакаться из-за ухода мужа, а другая пассажирка — снять платок с головы вопреки мусульманскому закону. Машина оказывается и единственным безопасным местом для женщин в Иране, и идеальной точкой для камерных наблюдений за людьми. В дальнейшем иранские режиссеры будут регулярно возвращаться к находке Киаростами: в авто сняты картины «10 + 4» Мании Акбари о борьбе с раком груди и культовая лента «Такси» Джафара Панахи.

Что еще смотреть в блоке «Магия цифры»

  • «Африка в алфавитном порядке». В начале 2000-х Киаростами по приглашению ООН снимал работу Женской инициативы по спасению сирот в Уганде. Интересно, что при всех опытах документальности режиссер до этого никогда не снимал неигровые истории вне родины. Между тем именно иранская оптика дает особый, деколониальный взгляд на Африку, гражданскую войну, эпидемию СПИДа и малярии.
  • «Пять. 5 длинных планов, посвященных Ясудзиро Одзу». Лента — упражнение в наблюдении и оммаж любимому японскому режиссеру Киаростами. Здесь нет сюжета или диалогов, только неограненные, снятые одним кадром сцены моря, луны и гусей. Это поэтический эксперимент, к которому Киаростами позднее вернулся в своей последней работе «24 кадра».

«24 кадра»

Чтобы послушать шум волн: «24 кадра»

Над этим фильмом Киаростами работал несколько лет и так не успел закончить его при жизни. Картину выпускал его сын Ахмат. Ворона сидит на подоконнике, корова улеглась в море, кошка набросилась на птицу — это 24 фотографии, превращенные с помощью компьютерной графики в небольшие сценки. Камера не двигается, зритель на 4 минуты 30 секунд привязан к отрывку какой-то истории.

Начинает Киаростами, правда, не со снимка, а с картины Брейгеля Старшего «Охотники на снегу». Сама она остается неподвижной: охотники стоят на месте, только изредка падает снег и пробегает собака. Режиссер наглядно показывает нам технологию, но тут же прячет ее в остальных отрывках. В большинстве кадров не сразу понятно, в какой момент фотография превращается в компьютерную фантазию. Но это не проверка человеческого глаза на умение распознать ложь, а приглашение к медитативному созерцанию — время в фильме не подчиняется монтажу, его нельзя ускорить или замедлить, можно только запечатлеть. За минуту экранного времени зритель проживает ровно минуту в лесу или у открытого окна, видит, как медленно светает или как волны затапливают пирс. На пляже упал песочный замок — так придумал и нарисовал Киаростами, этого не было в реальности. Но если мы четыре минуты следили за пляжем на экране, разве мы не прожили это на самом деле? Кино формирует для нас новый опыт, и он шире, чем сама действительность, — это одна из главных идей в творчестве Киаростами, ей посвящено эссе философа Жан-Люка Нанси («Гараж» выпустит его книгу о Киаростами).

Люди появляются в фильме всего раз — в 15-м кадре. Группа стоит спиной к зрителю и смотрит на Эйфелеву башню. Люди остаются неподвижны, только женщина с гитарой что-то поет, проходя мимо, а на башне загораются огни. Это особенно тревожный момент — стоит кому-то из них дернуться, и магия как будто пропадет, как когда замечаешь птицу и боишься пошевелиться, чтобы не спугнуть ее. Как-то в интервью Киаростами сказал: «Можно фотографировать один и тот же вид несколько раз подряд — снимки могут получиться очень красивыми, но никогда не одними и теми же. Разве не утверждал Гераклит, что нельзя войти в одну реку дважды? И река не остается прежней, и мы меняемся». Птица улетит, сцена закончится, миг пройдет и никогда не повторится.

Что еще смотреть в блоке «Возвращение к новому»

  • «Копия верна». Первый игровой фильм Киаростами, снятый за пределами Ирана, с французской актрисой Жюльет Бинош в главной роли. Визуализация эссе теоретика Вальтера Беньямина о воспроизводимости предметов искусства, которые лишаются своей оригинальности, как только появляются их репродукции. Герои Киаростами выворачивают все наизнанку и пытаются понять, что более подлинно — оригинал или копия.
  • «Как влюбленный». Еще одно посвящение Ясудзиро Одзу, снятое в Токио. Это история о девушке, которая вынуждена работать проституткой. Она все время находится под чужим контролем — сутенера, ревнивого парня — и находит выход в разговорах с пожилым профессором. Они обсуждают семью, искусство, как бы скрываясь от повседневности. Классическая съемка Киаростами в машине здесь становится бережным вымыслом, защитой от реальности.

Фотографии: Janus Film

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Круэлла»: Очаровательная комедия о диснеевской злодейке с Эммой Стоун в роли Вивьен Вествуд
«Круэлла»: Очаровательная комедия о диснеевской злодейке с Эммой Стоун в роли Вивьен Вествуд Фильм об уникальности, которая приносит и победу, и страдания
«Круэлла»: Очаровательная комедия о диснеевской злодейке с Эммой Стоун в роли Вивьен Вествуд

«Круэлла»: Очаровательная комедия о диснеевской злодейке с Эммой Стоун в роли Вивьен Вествуд
Фильм об уникальности, которая приносит и победу, и страдания

«Амели»: Безумие, разочарование и горькая ностальгия в самой легкой парижской мелодраме
«Амели»: Безумие, разочарование и горькая ностальгия в самой легкой парижской мелодраме Алиса Таёжная — о главном фильме Жан-Пьера Жёне 20 лет спустя
«Амели»: Безумие, разочарование и горькая ностальгия в самой легкой парижской мелодраме

«Амели»: Безумие, разочарование и горькая ностальгия в самой легкой парижской мелодраме
Алиса Таёжная — о главном фильме Жан-Пьера Жёне 20 лет спустя

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub? Разыскали российскую модель и поговорили с ней
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Разыскали российскую модель и поговорили с ней

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»* Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч

Что делать в Стамбуле в конце марта
Что делать в Стамбуле в конце марта Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов
Что делать в Стамбуле в конце марта

Что делать в Стамбуле в конце марта
Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и FlatyСегодня у них вышел дебютный альбом

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty
Сегодня у них вышел дебютный альбом

Как смотреть кино во время войны?
Как смотреть кино во время войны? Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена
Как смотреть кино во время войны?

Как смотреть кино во время войны?
Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации? Мы поговорили с человеком, получившим повестку
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мы поговорили с человеком, получившим повестку

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетияЧто не так с новой частью?

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия
Что не так с новой частью?