«На Западном фронте без перемен» — главный антивоенный фильм 2022 года Чем он лучше «1917» Сэма Мендеса?
28 октября на Netflix вышел «На Западном фронте без перемен» — новая (и первая немецкая) экранизация знаменитого романа Эриха Марии Ремарка. В одной из главных ролей — звезда «Бесславных ублюдков» и кинокомиксов Marvel Даниэль Брюль, также выступивший в качестве продюсера. Это история молодого немецкого солдата, оказавшегося на фронте Первой мировой незадолго до ее окончания. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, почему это кино по-прежнему (и особенно) важно смотреть сейчас.
1917-й год. Германия еще ведет войну, но всем уже ясно, что это путь в никуда и дальнейшая эскалация лишь принесет больше жертв и горя. Юный Пауль Боймер, как и другие его одноклассники, призван на службу в армию. Школьный учитель напутствует бывших учеников мотивирующей речью о том, какой это праздник — отправиться на фронт и победить. Оказавшись на передовой, совсем юные, не нюхавшие пороха войны солдаты буквально сразу попадают в бойню под Ла-Мальмезоном в Северной Франции, где артиллерийский снаряд разносит на части одного из товарищей Боймера. Тогда он понимает, что никакой победой не пахнет и все они — лишь пушечное мясо в руках кайзера. В это время статс-секретарь Маттиас Эрцбергер в составе делегации встречается в Компьенском лесу под Парижем с представителями союзников, чтобы договориться о перемирии, де-факто — о капитуляции Германии.
Стоит сразу оговориться: фанаты оригинального романа Эриха Марии Ремарка, ожидающие дословной (или хотя бы более-менее подробной) экранизации книги, будут, скорее всего, разочарованы. Режиссер Эдвард Бергер (ранее снявший сериал «Патрик Мелроуз») значительно ужал знаковое произведение — вместо четырех лет, включая обширный рассказ о жизни Пауля Боймера в тылу, показаны лишь последние полтора года Первой мировой, вплоть до подписания Компьенского соглашения и последних минут войны. Также будут, скорее всего, недовольны те, кто ждет достоверное кино. Во имя художественных задач (показать войну как беспощадную мясорубку) страдает формальная реалистичность: немецкие войска наступают без поддержки артиллерии, прикрытия с воздуха и, проще говоря, почти полностью игнорируют какую-либо военную тактику, предпочитая просто переть напролом. Да, конечно, в 1917 году у кайзеровской армии уже были проблемы с техникой, а солдаты и офицеры были деморализованы и не хотели воевать, но тем не менее с точки зрения условного военного эксперта «На Западном фронте без перемен» — кино, которое довольно легко раскритиковать.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.