Views Comments Comments Previous Next Clock Clock Location Location

Мат со сцены: художественный приём или "духовный тиф"?

Недавно в Москве прошёл фестиваль, посвящённый драматургу Виктору Розову. С подачи РАМТа  театральное сообщество широко отмечало столетний юбилей писателя. По такому случаю Русский театр в Эстонии привёз в нашу столицу спектакль «В добрый час!» по одноимённой пьесе В. Розова и сыграл её в Центре на Страстном.

Не буду говорить о всех художественных достоинствах и недостатках этой постановки. Интересует меня здесь другое: насколько режиссёр вправе (имею в виду, скорее, моральное право, нежели юридическое) интерпретировать пьесу настолько, что разыгрываемое на сцене вряд ли бы было одобрено автором? Внешне кажется, что всё на месте: подростки, как искали своё место в жизни, так и ищут его. Но – на минуточку – действие происходит в советское время, в период оттепели. В сценической версии таллинского театра один из героев пьесы, поддавшись бунтарскому настроению, пишет на доске мелом слово «Х.Й». Да, понятно, режиссёру надо показать, что крушатся советские установки, появляется новое поколение, свободное от условностей, но простите! А не хочет ли режиссёр узнать, что считает по поводу таких приёмов сам Розов?

В своей автобиографической книге «Удивление перед жизнью» великий драматург писал: «Сейчас очень много появилось в литературе и на сцене нецензурных слов. Зачем печатают неприличные слова? У меня призыв к художникам слова: не употребляйте похабщину. Она не выражает ничего эмоционально. Это просто грязь, после прикосновения к которой хочется сразу же встать под душ. Так можно заразиться духовным тифом. Сейчас и женщины ругаются матом. Она думает, что она свободная, эффектная, вольная, пикантная женщина, а на самом деле — просто дура, и больше ничего. Мой призыв только к писателям, а не к властям… Не надо вводить никакой цензуры, пожалуйста, не надо. Но, ради Бога, подумайте об ужасном действии этих выражений на душу человека, если вы, писатели, понимаете, что у человека всё-таки есть душа…»

Тут мне могут возразить, что режиссёр всё же волен менять пьесу по своему усмотрению и творческому замыслу. Предположим. Но насколько он свободен в выборе средств, насколько оправдан мат, звучащий со сцены? И как вы относитесь к такому явлению? 

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.

Рубрики