Views Comments Comments Previous Next Clock Clock Location Location

Гендерологи и историческая правда

Хочу обсудить интервью, которое взяла Саша Шевелева у гендеролога Натальи Пушкарёвой.

Честно говоря некоторые высказанные уважаемым профессором тезисы с моей точки зрения выглядят весьма сомнительно и я, как ученый хотел бы высказать свои возражения в той же публичной форме, в которой высказалась профессор.

1) "Все 70 лет существования советской власти западное женское движение и западные феминистские идеи либо высмеивались, либо осуждались."

Мне представляется, что данный тезис несколько искажает действительность. Далеко не все женщины-активисты которые были на Западе осуждались официальной советской прессой. Скажем история с преследования коммунистической активистки Анжелы Девис достаточно показательна. Несмотря на то, что история её борьбы во многом стала мемом, для своего времени она была весьма драматична и опасна. Она тоже была феминисткой в том плане, что боролась за права чернокожих женщин в США. Кто на фоне событий в Фергюсоне, штат Миссури может сказать, что данная проблема потеряла свою остроту?

Если кто-то возразит, что Анжела Девис не была феминисткой, то я процитирую название занимаемой ею сейчас должности: 

"Профессор истории развития разума и феминистских исследований Калифорнийского университета в Санта-Крузе"

То что она была деятелем коммунистического движения отнюдь не девальвирует того, что она представитель гражданского общества США, то есть Запада.

2) "Женщины начали Февральскую революцию, давшую начало истории демократической России"

Дамы и господа, это даже не смешно. Обратимся к реальной истории событий февраля 1917 года. В ходе искусственно созданного продовольственного кризиса женщины вышли с лозунгами "Прибавка пайка". Это можно увидеть на февральских фотографиях.

А вот фотография продуктовых очередй, ввиду которых и начался данный кризис.

То что продовольственный кризис создан был искусственно было известно еще тогда, однако в советское время этот факт предпочитали замалчивать. Печально слышать повторение таких старых и давно разоблаченных мифов от профессора. 

Да и подавать дело так, что революция в России свершилась из-за решительности женщин было бы очень наивно. Революция явилась результатом умелой манипуляции массами и огромным числом находившихся в Петрограде военных, не отправленных к тому времени на фронт.

Вот собственно и они.

3) "добились возможности поставить вопрос о праве голоса для женщин. В наших учебниках пишут, что всё это дали большевики и советская власть, на самом деле этого добились «равноправки» ещё до революции"

Опять профессор предлагает тезис, основание которого непонятно.

Открываем Манифест 17 октября 1905 года:

"Не устанавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядк"

Классы населения, это имущественные классы, а вовсе не женщины. Женщинам избирательного права до революции 1917 года никто не давал.

"Придя к власти, большевики ликвидировали все женские организации, чтобы наши женщины и помыслить не могли, что могут чего-то добиться, не согласуя свои мечты с общепартийными делами."

На мой взгляд в этом высказывании содержится намеренная логическая ошибка.

Давайте рассмотрим факты.

Программа РСДРП, принятая на 2-м съезде в 1903 году, требовала полного юридического и политического равноправия женщин, запрещения женского труда в отраслях хозяйства, вредных для организма женщин, охраны материнства и младенчества. По инициативе В. И. Ленина в 1901 году Крупская написала брошюру "Женщина-работница".

В ноябре 1918 года в Москве по инициативе И. Ф. Арманд, А. М. Коллонтай и К. Н. Самойловой был созван 1-й Всероссийский съезд работниц и крестьянок, на котором выступил В. И. Ленин.

Далее посмотрим на Конституцию РСФСР 1918 года: 

"Правом избирать и быть избранными в Советы пользуются, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п., следующие обоего пола граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет"

На момент принятия советской конституции это был один из самых прогрессивных в плане равноправия актов такого рода. 

Я привел факты, они сильно не стыкуются с позицией профессора, 

4) "Большевики создали женотделы на всех уровнях партийной и государственной власти, которые должны были заняться воспитанием женщин в том духе, который им был нужен."

На мой взгляд, тут явная подмена понятий. В частности слова "в таком духе, в каком им был нужен" звучат зловеще. Но можетбыть стоит разобраться с тем, что на самом деле было нужно большевикам. 

Прежде всего - это ликвидация безграмотности. Жена Ленина, Надежда Крупская была без всякого преувеличения и сарказма выдающимся педагогом, которая внесла огромный вклад в ликвидацию безграмотности. Достаточно съездить в тот же музей Горки и посмотреть сколько различных книг по педагогике вышло за её авторством. К слову умерла она в 1939-м году и до самых последних дней работала в области образования.

После революции 70% населения было безграмотно. О каких гендерных правах можно говорить, если абсолютное большинство женщин не умели читать и писать и безграмотность была ликвидирована как явление в том числе благодаря работе Крупской?

5) "Мы считали себя вправе поучать зарубежных коллег, говорили, что у нас женский вопрос решён, показывали законы."

Прекрасный пример того, как нам навязывается чувство ложного стыда за свою историю и пытаются исказить существовавшую ситуацию вне её реального исторического аспекта.

Собственно в гендерном аспекте мы безусловно имели право показывать всему миру пример. О чем мы говорим, если еще в середине 50-х в Европе существовали зоопарки для людей.

На фотографии Бельгия. 1958-й год. В загоне чернокожая девочка. Это этих людей должны были стыдиться советские женщины?

Также позволю себе напомнить, что в середине 60-х годов еще остро стоял вопрос о равноправии чернокожего населения. И женщин это касалось в неменьшей степени, чем мужчин.

И кстати события в Фергюссоне показывают, что рассовая сегрегация и неравноправие остаются такой же острой проблемой, несмотря на то, что нам пытаются внушить обратное.

6) " У нас ведь до сих пор нет никаких санкций против тех, кто нарушает права женщин, кто увольняет женщину, если видит, что она беременна, например."

Давайте откроем Кодекс Законов о Труде (КЗОТ) 1922 года:

В нем была выделена отдельная глава:

XIII. ТРУД ЖЕНЩИН И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

"Женщины и лица моложе 18 лет не допускаются к производству ночных работ.

131. Безусловно не допускается ночная и сверхурочная работа беременных и кормящих грудью.

132. Освобождаются от работы женщины, занятые физическим трудом, в течение 8 недель до и 8 недель после родов, а занятые конторским и умственным трудом — в течение 6 недель до и 6 недель после родов (ст. 181).

Примечание. Список тех профессий конторского и умственного труда, для которых, вследствие их особенностей, сроки отпуска по материнству устанавливаются в 8 недель до И 8 недель после родов, издается Народным Комиссариатом Труда.

133. Женщины, начиная с пятого месяца беременности, не подлежат посылке в командировку вне места постоянной, работы без их на то согласия.

134. Для матерей, кормящих грудью, должны быть установлены, помимо общих перерывов (ст. 100), еще дополнительные перерывы для кормления ребенка. Точные сроки перерывов устанавливаются правилами внутреннего распорядка, причем перерывы на кормление не могут иметь места реже, чем через 31/2 -часовые промежутки и продолжительность их должна быть не менее получаса.

Указанные перерывы засчитываются в счет рабочего времени."

Для своего времени это был безусловный прорыв в обеспечении прав женщин. Говоря о реализации прав - откуда появились столовые, молочные кухни, ясли, детские сады? Что это как не способ освобождения женщин от тяжелого домашнего труда?

Да, большевики преследовали цель увеличить долю рабочего класса, однако освобождение женщин от домашних обязанностей безусловно являлось одной из важнейших промежуточных целей. 

Теперь давайте рассмотрим второй тезис - об увольнении беременной женщины.

Открываем действующий Трудовой кодекс

Статья 261. Гарантии беременной женщине и лицам с семейными обязанностями при расторжении трудового договора

"Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем."

Говоря об исполнения закона, достаточно посмотреть огромную судебную практику по этому вопросу - женщины активно отстаивают свои права и добиваются восстановления на работе. При этом суды безусловно выступают на стороне женщин.

"У нас женщины всегда страдали не от отсутствия прав, как это было в Европе, а от неумения пользоваться теми правами, которые уже прописаны в законах."

7) "Потому что десятилетиями нас кормили рассказами не о позитивных завоеваниях мирового женского движения"

Как я уже отметил, Советский союз стоял как минимум не на последних в мире позициях в обеспечении равных прав женщин, поэтому не совсем понятно на что именно ссылается автор? Тем более что борьба с неравноправием на Западе долгие годы шла ни шатко ни валко.

Достаточно посмотреть на рекламу 70-х годов. Кто-то может себе представить такого рода рекламу в Советском Союзе? Лично я - не могу.

8) "женщины у нас так же были поражены в правах на равную зарплату"

Давайте вновь обратимся к фактам.

"Согласно ст. 122 Конституции СССР 1937 года, равноправие женщины с мужчиной обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребёнка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов."

Что на это можно возразить? Может быть аналогичное право записано в Конституции США? Не припомню такого.

"их слишком редко выдвигали на ключевые должности."

По состоянию на 1953-й год:

"280 женщин являются депутатами Верховного Совета СССР, 2209 женщин – депутатами Верховных Советов союзных и автономных республик, свыше полумиллиона женщин – депутаты местных Советов. В числе народных судей и народных заседателей женщины составляют более 40%."

Может быть у кого-то есть статистика числа женщин на руководящих постах в США? 

Опять-таки, оплата труда в СССР регламентировалась на государственном уровне, путем установления тарифных сеток. В них в принципе не было гендерных различий, т.к. использовались категории инженер, рабочий, преподаватель. Дифференциация оплаты труда строилась на основе оценки квалификации работника. 

9) " Наши СМИ не дают слова искусствоведам, чтобы они объяснили, что такое протестный акционизм в искусстве."

Я прошу прощения у всех за прямоту, но как не исхитряйся, но курица во влагалище, это курица во влагалище. Можно называть навоз научно "фекалиями", но люди все равно будут видеть навоз.

Это грубо и прямо, но это именно то, что люди видят и заставить вместо кучи навоза увидеть "протестную акцию" можно лишь того, кто эту кучу навоза вывалил.

P.S. У кого-то неизбежно возникнет вопрос - зачем я это все написал. По моему мнению, в современном потоке информации критичность к поступающей от различных "авторитетов", скрывающихся за высокими званиями должна быть максимально высокой. Я хотел подать пример того, как критически воспринимать тексты подобного рода и то, сколько такой текст может содержать сомнительных утверждений, которые не выдерживают сверки с существующими фактами.

Поэтому очень полезно вспомнить следующее утверждение:

"у вас есть право на свое мнение, но у вас нет права на свои факты".

Рассказать друзьям
50 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.

Рубрики