Views Comments Comments Previous Next Clock Clock Location Location

Одежда должна нести радость и хорошее настроение

Одежда должна нести радость и хорошее настроение

Елена Мишукова

 

 

Лидия Александровна, расскажите об этностиле, кто является его прародителем?

Этнический стиль дизайна одежды, возможно, самый древний в истории человечества. История зарождения этносиля уходит корнями в прошлое.По сути, основателями стиля стали первые путешественники и торговцы. Сегодня этностилем в моделировании костюма (а в понятие «костюм» входят одежда, головной убор, аксессуары, обувь) принято считать использование в дизайне азиатских, африканских, индийских, южноамериканских мотивов, хотя на этих частях света география этностиля не замыкается. Щедрая на яркие, экзотические краски, роскошь и украшения, этника является полной противоположностью японского минимализма. Этнический стиль XXI века – это и новизна, и возвращение в прошлое, и попытка вдохнуть в современный костюм русскую, арабскую, цыганскую, китайскую экзотику…

Этнический стиль – один из самых красочных, самобытных стилей в современной моде. Крестьяне на Руси с давних времен носили одежду, которая отвечала требованиям и пользы, и красоты. И уже в 18-м и 19-м веках стилистику национального костюма русских крестьянок использовали богатые помещицы в своей одежде: кокошники с натуральным жемчугом и изумрудами, вышитые золотыми и серебряными нитями сарафаны и душегреи…В19-м веке стало развиваться машинное производство, крестьяне потянулись в города, где не носили народную одежду, но при этом новые городские жители использовали в своей одежде элементы народной одежды. Так стал постепенно начал зарождаться этностиль.

В 19-м веке английские колонизаторы привезли из Индии первые полосатые шелковые ткани. Лорд Байрон в эпоху романтизма носил шарфы из этих материалов в виде чалмы. А. С. Пушкин позирует О. Кипренскомуна знаменитом портрете в таком же шарфе. В эпоху романтизма полосатые шарфы модно было носить на шее.

Бесспорно, всплеском для развития этностиля послужили знаменитые «Дягелевские сезоны», когда в 1909 году в Париже и в 1911 году в Лондоне во время балетных представлений европейцы увидели русский народный костюм в интерпретации известных художников РоссииБакста и Бенуа.

Знаменитые парижские дома начала 1920-х гг.: "Поль Пуаре", "Агнес", "Жермен", "Дреколь" и другие создавали одежду в стиле "а-ля рюсс". В моделях одежды знаменитой Коко Шанель также прослеживается влияние этогостиля.

В начале 20-х годов английский археолог Картер в Египте во время раскопок обнаружил гробницу Тутанхамона. И сокровища, которые не были разграблены, предстали в первозданном виде перед глазами удивленной Европы. Различные атрибуты египетских одеяний, например клафт (головной убор фараона) и схенти проникли в Англию и другие европейские страны. В этом случае можно говорить о распространении этностиляиз Египта как колыбели мировой цивилизации. Кстати, облегающее фигуру одеяние (калазарис) является прообразом того платья, которое носят во всем мире и сегодня.

В молодой Советской России иконой этностиля стала Надежда Ламанова. Еще в 1925 году в Париже на Всемирной выставке советская художница завоевала Гран-при. Ее коллекция платьев рубашечного кроя, сшитых из домотканых материалов в русском стиле с традиционным народным орнаментом и ручной вышивкой затмила творения парижских кутюрье. Для нашей страны характерно проникновения народного стиля в костюм, будь то праздничный или повседневный.

В конце 30-х годов в моду вошли шарфы, завязанные в крестьянском стиле, даже в богатых, светских кругах, а мода оборачивать голову шарфом в форме турецкого тюрбана во время Второй Мировой войны распространилась повсеместно.

В мировую моду этностиль прочно вошел в 60-е годы 20-го века благодаря движению хиппи, философия существования которых выбивалась за рамки общепринятых норм и правил. Именно в эти годы новаторское поколение молодых людей в поисках альтернативных ценностей обратилась к многовековой истории древних цивилизаций Востока, Африки, Центральной Америки. Заимствуя из культурных слоев прошлого несвойственный европейской цивилизации подход к жизни, хиппи внесли новые краски во многие сферы человеческой деятельности, в том числе, в моду.

В современном моделировании этностиль стал утверждаться, в частности, из-за глобализации. Как пишет мой коллега, историк моды Александр Васильев, в наше время можно одеться, как японка на экскурсии в Париже, или как американка, которая в Бразилии пришла на рынок за сувенирами. Когда мы затрагиваем тему этномотивов, то вспоминаем русский сарафан, одежду на бразильском карнавале, цыганские разноцветные пышные юбки, арабское бубу, и, конечно же, индийский народный костюм.

Во-первых, где живет народный костюм? Первое, что приходит в голову – встреча какой-нибудь важной делегации. Президент приезжает посетить, например, город Иркутск, и его встречают улыбающиеся юноши и девушки в бурятских одеждах: головных уборах с меховой отделкой, шелковых кафтанах с воротниками-стойками, с серебряными, латунными или медными пуговицами. Многочисленные музыкальные и хореографические ансамбли также используют национальный костюм для создания особого антуража, своеобразного путешествия во времени. В самом деле, не исполнять же «Во поле березка стояла» в джинсах и кардигане. Поэтому на Фестивале-конкурсе этнического костюма «Подиум Этно. Содружество» в Иркутске, на котором я возглавляла жюри, было несколько номинаций: «Традиционный костюм», «Этностиль в современном костюме», «Арт-дизайн с элементами этники», «Дебют» и другие.

Что такое глобализация? Действительно, молодежь любит перекусывать в «Макдоналдсе», одеты в джинсы и футболки, а хочется идентификации: истинно русского или бурятского. Ведь символом Шотландии является знаменитая шотландская юбка (Кстати, клетка сейчас очень популярна).

 

Этноодежда– возврат к фольклору или дань моде?

Знаменитая Коко Шанель говорила: «Мода уходит, а стиль остается». Этностиль в современном моделировании костюма прочно утвердился и, как стиль, останется в современной моде. Безусловно, этнический образ можно дополнить различными фольклорными аксессуарами, бижутерией. К аксессуарам можно отнести всевозможные платки и шали, накидки с принтами, пончо, шарфы, вязаные варежки и перчатки. Я считаю, что вещи, сделанные своими руками, будут пользоваться все большей популярностью. Когда в век машинного производства все делается на потоке, вязание крючком или на спицах, вышивка, бисероплетение, аппликации, кружево ручной работы все-таки ценятся больше.

Народные костюмы, которые хранятся в экспозициях Исторического музея Москвы, привезены из многочисленных экспедиций. Раньше одежду не выбрасывали, как это принято в наше время, а складывали в сундуки и передавали от одного поколения другому. На протяжении многих веков народный костюм и орнаментальные украшения делались вручную. Шили и вышивали зимой,(летом занимались полевыми работами), день был короток, темнело рано, шедевры создавались в курной избе при свете лучины, у многих девушек быстро портилось зрение. Народный костюм сейчас реставрируется (историки моды ценят именно первозданный облик народного костюма). Поэтому необходимо очень тщательно сохранять оставшиеся артефакты национальной культуры – народные костюмы!

 

Вот уже более половины столетия этнический стиль в кругах высокой моды, но так умело ассимилировался и среди простых народных масс, что по сей день занимает видное место в гардеробных шкафах модниц.Как вы можете объяснить такое явление?

Когда мы говорим о проникновении этностиля в современную моду, мы должны обязательно вспомнить хиппи. Именно они этот стиль с успехом позаимствовали и продвинули в массы. Хиппи называли себя «Дети цветов», украшали свою одежду вышивкой и аппликациями. На мой взгляд, костюм хиппи – эклектическое смешение культур многих эпох и народов. В эпоху расцвета этой молодежной субкультуры можно было на улице встретить девушку в длиннополом сарафане прабабушки, жившей в конце 19 века, а другую – в индийском сари. Браслеты, повязка на голове, вышивка, украшения из бисера тоже являются неотъемлемой частью костюма хиппи. Но художники-модельеры, которые держали руку на пульсе модной волны, поняли, что молодежи нравится этот стиль, и начали выпускать одежду под маркой «а-ля хиппи». В Советском Союзе были те, кто подражал этому движению: нарочитая имитация бедности стала модной. Молодые люди нашивали заплатки на новые джинсы, кипятили в уксусе, чтобы джинсы приобрели поношенный вид.

 

Ваши впечатления от конкурса «Подиум Этно. Содружество»?

Недавно мне посчастливилось быть председателем жюри Международного фестиваля-конкурса «Подиум Этно. Содружество», который в четвертый раз прошел в городе Иркутске. Талантливые художники-модельеры приехали не только из многих регионов России, но и из Монголии, Китая. На подиуме фестиваля было показано около тридцати коллекций. Это поистине яркое и необычное мероприятие дало мне повод в очередной раз восхититься красотой и гармонией творчества народов нашей страны, талантами отечественных художников-модельеров. Я также задумалась о том, что можно повысить настроение и испытать гордость за отечественную историю и культуру, глядяна этот праздник Красоты и Гармонии в современного этнокостюма!

Этника и национальный костюм всегда будут служить источником вдохновения для художников-модельеров. Цветовые сочетания, силуэты и крой одежды, которые сохранились в народной памяти через века, действительно преисполнены гармонии и красоты. Над национальным костюмом трудились десятки поколений и тысячи пар умелых рук, чтобы он стал таким, каким мы его видим сейчас. Современному же художнику только предстоит сказать свое авторское слово, а творческий человек, как известно, всегда находится в диалоге как с теми, кто был до него, так и с теми, кто придет после. Так что участие в Фестивале-конкурсе, посвященном, прежде всего, обыгрыванию и переосмыслению традиций, безусловно, было желанным для множества состоявшихся и начинающих дизайнеров – уж больно благодатная это тема…

Нельзя не добавить, что «дословное» воспроизведение национального костюма, равно как его «цитирование» и переосмысление, требует таланта, художественного мастерства, высокого уровня конструирования. Создавая такой костюм, особенно праздничный, мастера прошлого демонстрировали лучшее, на что они были способны. В моде ушедших столетий не было места минимализму и расслабленной неаккуратности – всего того, что любо и дорого многим современным дизайнерам, которые – что греха таить – периодически выдают свою «исполнительскую» посредственность и несостоятельность за, так сказать, «фишку».

 

Какие коллекции вам понравились?

Тонкое чувство стиля, а также гуманное отношение к природе продемонстрировал Александр Арзе. Вся его коллекция выполнена с использованием высокотехнологичных аналогов меха и кожи. Принято считать, что искусственные материалы уступают натуральным в пластичности и изысканности, но благодаря высочайшему уровню профессионализма молодого модельера,зрители убедились, что это не так. Свою коллекцию автор назвал «Шаман», и в ней действительно есть что-то сверхъестественное – ему удалось сделать свои модели одновременно и «историчными», и футуристичными, и в то же время нисколько не претенциозными. Неудивительно, что этого одаренного художника уже давно переманили из Улан-Удэ, где он начинал свой творческий путь, в Москву.

Моя бывшая студентка, выпускница Московской Академии легкой промышленности (ныне Университет Дизайна и технологий) Елена Шипилова, которая в 2011 году была удостоена национальной премии «Золотое веретено» в номинации «Лучшая промышленная коллекция года», представила в рамках фестиваля коллекцию «Яхонтовая забава», в которой обыграна стилистика русского сарафана. Елена «забавляется» с сочетанием красного и зеленого, довольно-таки опасным, но в ее исполнении не вызывающим никаких сомнений. Кроме того, в моделях Елены прослеживаются многие тренды сегодняшнего дня – от рукава-«фонарика» до длины «макси».

Запомнилась коллекция известного иркутского дизайнера Елены Берман под аппетитным названием «Сахарная пудра». Автор очень умело обращалась со светлым трикотажем. Ее модели одновременно и оригинальны, и стильны, и пригодны для носки, и очень уютны – видимо, благодаря цветовому решению, а также свойствам материалов. Также мне понравились огромные трикотажные цветы оттенка «кэмел» и необычные палантины, чем-то похожие то ли на листья папоротника, то ли на водоросли…Это была ровно та степень оригинальности, которая не кажется вычурной.

По просьбе жюри, уже в ходе состязания специально для конкурсантки Елены Игумновой, которая представила на наш суд очаровательные унты с отделкой из меха, бисера, искусственных кожаных цветовдобавилась еще одна номинация – «Обувь». Там, где свирепствуют сибирские морозы, унты – предмет стратегической важности, поэтому нельзя было допустить, чтобы они соревновались с бижутерией в номинации «Аксессуары». Признаюсь, что работы Елены Игумновой мне так понравились, что одну пару теплых и красивых сапог я увезла с собой в Москву.

 

В этническом стиле есть такое понятие «модно»?

Иногда случается, что модели одежды «умирают стоя» на подиуме. Но порой палочкой-выручалочкой оказываются художники из промышленности и байеры: они, как никто другие, знают, что происходит в индустрии моды. В настоящее время появились две тенденции: когда мода «приходит с подиума», и когда она «приходит с улицы». На протяжении ряда лет я была членом жюри Международного конкурса«Гоёл» (по-монгольски – «Красота»), который проходил в Улан-Баторе.Художники-модельеры из многих стран Азии представили свои коллекции на суд зрителей. Не только участники праздника, но и гости были одеты в национальные костюмы. На улицах Улан-Батора можно было встретить пожилых людей, одетых вэтно.

В начале 70-х годов, когда я училась на факультете Прикладного искусства Московского текстильного института, преподаватели давали нам специальные задания и темы курсовых работ по моделированию костюма «в народных традициях». От института на студенческие каникулы мне дали путевку воЛьвов.В западной Украине я увлеклась местными народным костюмом и вышивкой. В Московском Специальном Художественно-конструкторском бюро, где студенты  проходили практику, показала свои эскизы, но для работы в материале была отобрана модель – юбка и жилет с гуцульской вышивкой.Эта«этническая» модель не только завоевала высшую оценкуХудожественного Совета СХКБ лёгкой промышленности, но и была запущена в производство. Уже после выхода модели «в свет» я как-то пришла в театр «Современник» на спектакль «Валентин и Валентина», где главную роль исполняла Ирина Акулова, ныне заслуженная артистка России, а тогда ещё малоизвестная актриса, и просто ахнула, увидев на ней свой костюм. Наверное, будет мало сказать, что мне было очень приятно. Но ещё большую радость я испытала, когда увидела свою модель на женщине, получавшей очень скромную зарплату. Узнав, что перед ней  автор её наряда, она горячо меня поблагодарила за возможность элегантно одеться «в народном стиле» за весьма умеренную плату.

Художникам-модельерам хочется, чтобы наша одежда была удобной, функциональной и практичной. Национальный костюм продолжает жить на подиуме, потому что остается источником вдохновения для многих поколений, а для творческой молодежи может быть своеобразным экзаменом: если молодой дизайнер создает традиционный костюм, передает его красоту, то он, как минимум, может быть назван профессионалом. Народный костюм призван продемонстрировать мастерство – это национальное богатство и национальная гордость; с другой стороны –он удивительно функционален. Каждая деталь несет особый смысл, за ней можно найти много интересного в семиотике народного костюма. Как правило, по женскому народному костюму можно сказать, замужем хозяйка или нет, сколько у нее детей, какое место в обществе она занимает. Многое можно сказать и о мужском одеянии: какой он охотник, какой работник – по костюму считывается вся важная информация. Впрочем, современный костюм – тоже своеобразный «язык», но гораздо более лукавый, хотя «словарный запас» значительно богаче.

 

В ряде стран Европы, в частности и Москве, властями приняты решительные меры по запрету на ношение хиджаба в общественных местах. Как вы к этому относитесь?

Да, действительно, это очень животрепещущая тема, которая затрагивает интересы любого народа. В Москве в проходят уникальные гала-показы мусульманских костюмов? Прежде всего – это головной убор, который закрывает волосы, часть лица и головы; длина рукава должна быть до запястья, обязательны длинные брюки или юбка до щиколотки, то есть очень строгий своеобразный «дресс код». Сейчас в транспорте или в любом другом общественном месте можно встретить девушек, обличенных в мусульманское одеяние. Однако, в последние время мусульманки стараются их не всегда одевать, боятся плачевных последствий... Мне кажется – это личное дело каждого человека, его веры. В старину на Руси выйти на люди женщине без головного убора, закрывающего волосы, считалось неприличным, а тем более, если она была замужем. (Кстати, отсюда пошло выражение «опростоволоситься»). Со временем отношение к этому обряду меняется, но перед входом в Христианский храм женщина должна обязательно покрыть волосы платком или шалью.

 

Прежде всего, чтобы выглядеть современно и при этом не отказываться от столетиями выверенной гармонии, что вы можете порекомендовать?

Я бы посоветовала быть индивидуальностью: на помощь придут как внутренние, так и внешние составляющие имиджа. Следует учитывать и возраст, и особенности фигуры, и род деятельности. В костюме важным являются силуэт, пропорции, композиционные приемы и, конечно, цветовые сочетания. Если вы не считаете себя опытным колористом, лучше отдавать предпочтения проверенным временем цветовым сочетаниям, а «подсмотреть» их можно и на живописных полотнах, и в народном костюме. Все национальные костюмы, как правило, очень яркие, но не кричаще-попугайские! Не советую сочетать в одном костюме более трех цветов, если вы не опытный стилист. Но обратите внимание на такую традиционно русскую пару, как красный и белый. Видимо, это у нас в крови любить, когда эти два цвета встречаются в одном ансамбле. Возможно, сочетаниедвух этих цветов можно использовать, как своеобразное психологическое оружие: надеть красное и белое и сразу не только привлечь внимание, но и вызвать доверие, поскольку так нарядиться может только «наш человек», русский, родной. Например, белое вязаное шерстяное платье средней длины, белый шарф и красная вязаная шапочка с помпонами, стилизованная под традиционный русский головной убор и молодит, и согревает, и очаровывает, как старая сказка на новый лад!

 

Лидия Александровна, скажите, какое будущее у этно моды?

Конечно, у этномоды большое будущее! Мы уже говорили о влиянии глобализации на развитие этностиля. Мода как социально-психологическое явление распространяется не только на одежду, но и на все виды искусства: архитектуру, музыку, дизайн и прикладное искусство. Этностиль завоевывает все более прочные позиции в оформления жилища, предметов интерьера, кулинарии. Недавно из Марокко я привезла тарелки, таджины, (глубокое блюдо с конусообразной крышкой).В нем мы запекаем мясо по-африкански…

 

Те вещи, которые художники-модельеры демонстрируют на подиумах, можно ли носить в повседневной жизни?

Как уже отмечалось, у художников-модельеров две сферы творчества. И, если дизайнер специализируется на создании промышленных коллекций, то, бесспорно, его модели можно носить в повседневной жизни. Но, даже если дизайнер предлагает коллекцию «От кутюр» (то есть «Высокой моды», не предназначенной для повседневной жизни), идеи великих кутюрье все равно придут к нам с ведущих подиумов мировой моды. Ведь новые идеи моды «витают в воздухе», и миссия великих художников-модельеров их воплотить в жизнь.

На недавнем Конкурсе этнической моды в Иркутске жюри присудило специальный приз автору коллекцииунт «Зимушка», Елене Угумновой.Как только закончился показ, зрители сразу стали активно раскупать практичную и очень красивую обувь. Это лишний раз демонстрирует тот факт, что этномода необходима,и, конечно, с эстетической точки зрения, выше всех похвал!

 

Кто из российских художников-модельеров работает в этно стиле?

Если не вдаваться в прошлое советского моделирования костюма, то вряду современных российских художников-модельеров, работающих в этностиле, стоит назвать Вячеслава Зайцева, Валентина Юдашкина, Дарью Разумихину, Елену Шипилову, Елизавету Романюк, Евгению Еловикову, Ларису Смирнову и многих других. Всех просто невозможно перечислить! Для каждого творца прикосновение к этностилю – это настоящий праздник и кладезь идей и возможностей!Вячеслав Зайцев был одним из первых художников-модельеров, кто в Советском Союзе интересно  и своеобразно интерпретировал русский народный костюм. Об этом писала известный историк моды Мария Николаевна Мерцалова в книге «Поэзия костюма». Может, мэтру отечественной моды удалось понять всю самобытность и прелесть русского народного костюма потому, что он родом из исконно русского  города Иванова? В новой коллекция – «Весна-лето 2013» большое количество моделей одежды выполнено в этностиле. Дарья Разумихина из тесьмы создает необыкновенной красоты туалеты: пальто, юбки, жакеты. И с успехом продает их в Лондоне; многие ее модели выполнены по мотивам русской народной одежды, а это всегда пользуется успехом за рубежом.

 

 

 

        Молодежное направление готы – это этно стиль?

Готы заимствовали свою одежду из эпохи готики. Готический период в истории костюма очень интересен с точки зрения связи с архитектурой, формообразования, пропорций, колорита. Современная молодежная субкультура готов не копирует «один к одному» готику, но своеобразно интерпретируют костюм этого периода, создает интересные формы, которые приближаются к стилю того времени. Я видела несколько коллекций готов, не все мне понравились. Одна коллекция произвела на меня удручающее впечатление: фиолетово-черный макияж, подтеки под глазами, черные слезы, мрачная цветовая гамма…Я бы не отнесла этот имидж к категории прекрасного. Может быть, потому, что я правнучка известного психиатра Владимира Петровича Сербского. Такая одежда вызывает отрицательные эмоции, несет в окружающий мир негатив. Одежда же должна нести окружающим посыл радости и хорошего настроения. И, как говорит мэтр нашей моды Вячеслав Зайцев:«Мы не должны своим внешним видом засорять окружающую предметную среду!»

___________________________________________________________

 

 

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Тема закрыта

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются

Комментарии к данному посту отключены и её обсуждение невозможно.

Рубрики