Интервью происходило на радио-станции Эхо Москвы.

А. ВОРОБЬЕВ – Приветствуем в этой студии Хамзата Хасбулатова, президента «Макдоналдс» в России. Здравствуйте.

Х. ХАСБУЛАТОВ – Добрый вечер.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Для начала скажите нам как на духу, каков сейчас индекс бигмака в России.

Х. ХАСБУЛАТОВ – Наш рубль не догоняет его. То есть его показатель, что «Экономист» называет «индекс бигмака», по этому индексу наш рубль недооценен. Значительно.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР – И каков сейчас этот индекс?

Х. ХАСБУЛАТОВ – По нашим предыдущим показателям он составлял около 16 рублей за доллар.

А. ВОРОБЬЕВ – Это июльские данные. Новых данных не существует?

Х. ХАСБУЛАТОВ – Пока нет.

А. ВОРОБЬЕВ – Вы основываетесь исключительно на них?

Х. ХАСБУЛАТОВ – Последних, да. Нет, это те показатели, которым всем интересно читать. И, во-вторых, знать, насколько покупательная способность местной валюты соответствует валюте той, к которой мы привязываем рубль.

А. ВОРОБЬЕВ – Индекс бигмака будет падать?

Х. ХАСБУЛАТОВ – Будет стоять на месте. Что падать будет – узнаем вскоре.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР – А вы сами часто ходите в «Макдоналдс»?

Х. ХАСБУЛАТОВ – Каждый день. Мой офис размещен на втором этаже нашего ресторана.

А. ВОРОБЬЕВ – Что вы сегодня ели?

Х. ХАСБУЛАТОВ – Сегодня утром я пил кофе капучино, попробовал завтрак.

А. ВОРОБЬЕВ – Вопрос из Германии: это нормально, когда человек каждый день идет вместо обеда в «Макдоналдс»?

Х. ХАСБУЛАТОВ – Не вместо обеда, а обедать идет. Это нормально.

А. ВОРОБЬЕВ – Достаточно много вопросов, в том числе по технологии изготовления продуктов в «Макдоналдс». И по сценариям развития компании в ближайшее время.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Мне кажется, что сначала было бы интересно узнать основные ваши показатели. Потому что скоро 20-летие «Макдоналдс» в России. Количество ресторанов в России, темпы роста, развития. Особенно учитывая непростую экономическую ситуацию в стране и мире. Какие прогнозы?

Х. ХАСБУЛАТОВ – Последние несколько лет работы нашей компании в России были наиболее успешными, потому что темпы роста как физического роста, то есть открытие ресторанов, так и финансового роста являются одним из самых впечатлительных и значимых для корпорации. Поэтому развитие нашей компании в России и Китае были обозначены как одни из главных приоритетов в будущем развитии. Последние годы темпы роста показывают двойную цифру, то есть наш рост составляет более 20% ежегодно. Этот рост приходит и за счет увеличения сравнительного оборота существующих ресторанов, также и за счет открытия новых ресторанов в регионах России. Конечно, многое здесь делается для того, чтобы и увеличить услуги, предлагаемые нашим посетителям. То, что мы делаем и открываем новые рестораны с удобством для посетителей, то есть с расположением МакАвто, то, что мы пару лет назад ввели завтраки в наших ресторанах, которые пользуются огромным спросом. Строительство МакКафе, модернизации старых ресторанов, строительство новых дает очень успешный результат.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР – За последнее время как-то поменялись ваши прогнозы на темпы развития?

Х. ХАСБУЛАТОВ – Нет, то, что происходит в 2006–05–04 и 2008 году дает нам уверенность, что такие же темпы по развитию сохранятся и в 2009 году. Мы сверстали свои планы на 2009 год, и мы не собираемся их корректировать или менять.

А. ВОРОБЬЕВ – Финансовый кризис мировой способен повлиять на эти заложенные показатели в бюджете?

Х. ХАСБУЛАТОВ – Разумеется, кризис и финансовое благополучие рынка влияет и на покупательную способность населения, что в свое время будет отражаться и на затратах, которые несет посетитель и в торговле, и ресторанах. Но наш опыт работы в России, который составляет уже более 18 лет, показывает, что даже в кризисные периоды успешно развивать бизнес можно. Я помню период, когда во время гиперинфляции 90-х годов мы успешно развивались. В 1998 году был кризис, что мы прошли безболезненно, не сокращая темпов роста. Я уверен, что развитие индустрии, может быть, она будет более слабыми темпами, но все равно будет увеличиваться. Потому что сама индустрия еще находится на стадии только развития.

А. ВОРОБЬЕВ – То есть эти показатели возможного снижения спроса все-таки заложены в бюджет на будущий год?

Х. ХАСБУЛАТОВ – Мы закладываем в бюджет, конечно, любые параметры, которые возможно будут влиять на наши показатели. В том числе курсовые разницы, в том числе и рост цен на продукцию. Если вы помните, еще до начала кризиса, одной из первых волн, которая прокатилась по всему миру, это было значительное увеличение цен на продовольственные товары по всему миру. Хотя этот рост составлял более 30%, мы были способны управлять нашими ценами для того, чтобы эти цены не могли влиять на покупательную способность нашего потребителя.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР – В ближайшее время в Москве планируется открытие новых заведений, если да, то сколько?

Х. ХАСБУЛАТОВ – На сегодняшний день мы открыли уже 14 и до конца года мы еще 16 предприятий откроем.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР – В Москве только?

Х. ХАСБУЛАТОВ – В России. В Москве ближайшее открытие будет через пару недель.

А. ВОРОБЬЕВ – А планируется что-то типа – обед для лузера или обед для бывшего…

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Бывший финансист. Вы больше не можете позволить себе бизнес-ланч в шикарном ресторане. Добро пожаловать в «Макдоналдс», у нас специальное предложение для пострадавших от финансового кризиса.

А. ВОРОБЬЕВ – Сегодня и всегда обед за один доллар.

Х. ХАСБУЛАТОВ – То, что делалось в США много лет.

А. ВОРОБЬЕВ – И делается сейчас.

Х. ХАСБУЛАТОВ – У нас есть и евроменю и на многих европейских рынках. То, что мы говорим, учитывая наш опыт работы во время финансовых кризисов в нашей стране, у нас уже более налаженное управление ценами меню, у нас есть так называемые платформы для доступных цен, наши премиальные продукты и наше основное меню. Поэтому у нас диапазон доступности цен…

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Но за один доллар все равно не поешь в «Макдоналдс».

Х. ХАСБУЛАТОВ – Зато за 27 рублей поешь.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Это очень мало поешь.

А. ВОРОБЬЕВ – Почему вы не занимаетесь франчайзингом?

Х. ХАСБУЛАТОВ – Дело в том, что с самого начала, когда компания вышла на рынок в Советском Союзе, тогда об этой системе даже и говорить было рано. Если вы знаете, 80% всех ресторанов корпорации находятся в управлении франчайзи. Это очень успешная модель, которая опробована на многих рынках. И эта модель, которая несомненно будет иметь успех и в России. Но поскольку мы занимаемся созданием корпоративной базы здесь в России, и то, что у нас есть достаточно профессиональный менеджерский состав, который управляет ресторанами эффективно, и в том числе у нас нет никаких проблем с привлечением капиталов на открытие новых ресторанов, мы считаем, что франчайзи можно будет реализовывать в России немножко позже. Мы занимаемся подготовкой всех необходимых документов для того, чтобы быть готовым к этому процессу. Но сегодня считаем франчайзи для «Макдоналдс» это решение будет немножко рановато.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР – А когда можно ожидать такого решения?

Х. ХАСБУЛАТОВ – Я думаю, что мы объявим об этом. Если такая возможность будет, это будет сделано не ранее чем в ближайшие несколько лет.

А. ВОРОБЬЕВ – Вы сказали, что у нас нет проблем с привлечением кредитных средств, инвестиций. Откуда преимущественно эти деньги?

Х. ХАСБУЛАТОВ – Во-первых, самая главная часть на инвестиции идет за счет собственных ресурсов. Оборотных средств у нас достаточно, которые мы направляем на капитальные инвестиции. В случае необходимости привлечения дополнительных ресурсов у нас есть возможности привлекать их от нашей головной компании.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Андрей из Раменского пишет: «Скажите, пожалуйста, «Макдоналдс» как-то лоббирует то, что бы на наш скудный фастфудовский рынок не допускали ваших конкурентов “Jack in the box”, “Burger king”?»

Х. ХАСБУЛАТОВ – Мы не лоббируем ничего, кроме собственного бренда. То, что мы делаем на этом рынке, что мы строим предприятия, эти предприятия, которые востребованы. Я думаю, что сам рынок общественного питания в нашей стране еще находится на стадии только развития. И количество людей, проживающих в стране, которые пользуются услугами общественного питания, по сравнению с другими странами находится на очень низком уровне. То есть здесь огромные возможности для любого игрока построить и создать собственный бизнес в стране.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Но у вас сейчас есть серьезные конкуренты на рынке?

Х. ХАСБУЛАТОВ – Я думаю, что все игроки в общественном питании являются конкурентами. Несомненно. В том числе даже и то, что вы делаете у себя на кухне. Вы конкурируете с нами. Тогда когда мы можем предоставить вам эти услуги, вы отнимаете собственное время и стараетесь все это делать дома.

А. ВОРОБЬЕВ – Такой глобальный подход. Владимир, бизнесмен из Москвы: «Собираетесь ли Вы расширять свою сеть в регионах России? Если да, то какое направление является наиболее приоритетным? Видите ли Вы свои объекты в формате комплексов придорожного сервиса, на федеральных автодорогах, рядом с АЗС, услугами шиномонтажа, небольших гостиниц и т.д.?»

Х. ХАСБУЛАТОВ – Абсолютно. Дело в том, что формат нашего ресторанного бизнеса и его структура – более 50% наших ресторанов имеют услуги для автолюбителей. То есть люди могут, не выходя из машины, получить обслуживание в течение 24 часов. Эти рестораны размещены как в центральной части города, так и на федеральных трассах. Опыт есть и в Европе, и в России. И если посмотреть на наши последние открытия, последние несколько лет, большинство ресторанов открываются именно в альянсе с другими корпорациями, которые строят заправочными станции и торговые центры. Поэтому здесь огромные возможности. Мы будем продолжать эту экспансию. И формат разносторонний. У нас есть здания, которые мы сами строим в центре города, есть отдельно стоящие здания, которые позволяют нам обслуживать посетителей через МакАвто. Мы будем работать с такими известными компаниями как Шелл, и Би-Пи. И конечно, огромные возможности для того, чтобы мы открывали больше предприятий именно такого формата.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Сразу миллион вопросов пришло: когда вы будете у нас. Из Пензы, Новосибирска, Ижевска. Эти города стоят в ваших планах?

Х. ХАСБУЛАТОВ – Пенза стоит. Я, честно говоря, не знаю, когда у нас планируется открытие. Но я знаю, что мы близки к тому, чтобы начать строительство ресторанов в Пензе. В Ижевске у нас идут переговоры по поводу определения площадки, где мы построим. В Новосибирск мы еще не заезжали. Самый дальний город, где мы сейчас работаем это Тюмень и Челябинск.

А. ВОРОБЬЕВ – Это странно, что касается Новосибирска. Город часто называют столицей Сибири.

Х. ХАСБУЛАТОВ – Я согласен. Дело в том, что открытие ресторана на таких расстояниях от центра, где у нас есть производственные мощности, требуется создание логистики, сети поставщиков, которые отвечали бы нашим критериям, это работа, которая требует большого анализа. И самое главное, что те города, которые расположены далеко от европейской части России, мы рассматриваем как будущий франчайзи. Возможный.

А. ВОРОБЬЕВ – Вы говорили о том, что сверстан бюджет на будущий год. И у вас не вызывает опасений то, как будет развиваться ситуация. Все-таки как скоро вы собираетесь закрепиться окончательно во всем комплексе на востоке страны.

Х. ХАСБУЛАТОВ – Мы достаточно устойчиво работаем в Поволжье и Волжском регионе и Урале. У нас самые наиболее интенсивно развивающиеся регионы после Москвы и Санкт-Петербурга – Поволжье и Урал. Даже последние наши открытия этого года – около 40% всех новых открытий будут приходиться на этот регион. И поэтому региональное развитие представляется для нас очень актуальным и очень интересным в плане будущего развития.

А. ВОРОБЬЕВ – Был вопрос очень интересный по поводу исков, которые предъявлялись.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Сколько исков от потребителей было предъявлено «Макдоналдс» и какова сумма выплаченных штрафов в России и мире? – Александр спрашивает.

Х. ХАСБУЛАТОВ – Если даже и предъявляются иски, скорее всего иски, которые рассматриваются нами или судебными органами, я не знаю, не веду учет всех этих вопросов, но факт тот, что материальных претензий, по которым бы мы отвечали, мне на память не приходит.

А. ВОРОБЬЕВ – Помните историю, когда женщина…

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Дверь открылась неудачно.

Х. ХАСБУЛАТОВ – Да, я помню историю, когда кто-то нечаянно уронил чашку, что-то еще, я считаю, что это типичные примеры так называемого потребительского…

А. ВОРОБЬЕВ – Эгоизма.

Х. ХАСБУЛАТОВ – Мягко сказать. Поэтому мы к этому относимся с пониманием, и поэтому когда в день у тебя проходит около миллиона посетителей на всех предприятиях, конечно, бывают случаи, когда кто-то из посетителей, я не берусь объективно или необъективно, выражает свое недовольство.

А. ВОРОБЬЕВ – Есть ли у вас какая-то сравнительная статистика по фактам такого проявления потребительского эгоизма в западных странах и здесь? Такое ощущение, что иски против крупных компаний на Западе куда чаще выигрывают, чем в России.

Х. ХАСБУЛАТОВ – Я бы сказал, куда чаще проигрываются они. Я знаю истории, когда и те эгоисты, которые неоправданно были обвинены в подаче исков, были в принципе признаны судом виновными, и они тоже несли ответственность. Но факт то, что большие глобальные корпорации всегда являются объектом нечистоплотной охоты. Поэтому от этого никто не застрахован. Лидерство обычно заставляет принимать такие решения…, к сожалению, приходится и сталкиваться с фактами, когда не совсем объективно к этому бреду относятся.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Есть ряд пожеланий от наших слушателей. Алексей говорит, что бигмак в коробке жутко неудобно есть.

А. ВОРОБЬЕВ – Я не согласен.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Верните бумагу, пожалуйста.

А. ВОРОБЬЕВ – Я, когда жил в Австрии, бигмак в коробке и тогда уже был там. И здесь очень странно было увидеть его в обертке.

Х. ХАСБУЛАТОВ – Да, его надо есть без коробки.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Григорий просит побольше овощей в меню. Сравнительно недавно вы стали на оборотках…

Х. ХАСБУЛАТОВ – Вы имеете в виду маркировку. Вообще, это интересный вопрос. Потому что как лидер индустрии я имею в виду глобальные компании, мы взяли на себя обязательства одной из первых сетей в отрасли общественного питания маркировать свои блюда. Это очень затратное было решение, в том числе и ввести его в России. Посетитель может узнать энергетическую ценность любого продукта на упаковке каждого изделия. Это важно для нас, потому что, являясь частью решения многих проблем, которые окружают нас, мы решили, что подготовка, обучение потребителя в принципе очень актуально, хотя у нас многих проблем, которые есть у потребителя в Северной Америке и Европе, еще нет в нашей стране. Но мы считаем, что это шаг, который мы называем проективным. Мы должны предпринимать шаги, которые позволяют нам оставаться лидерами, независимо от того, какие затраты мы несем.

А. ВОРОБЬЕВ – Вы сказали это проблема ожирения.

Х. ХАСБУЛАТОВ – Я говорю о проблеме (неразборчиво), которая вызывается у многих потребителей. Мы считаем, что мы должны дать полную картину того, что наш потребитель кушает, во-вторых, мы должны дать им ассортимент, который будет удобен ему, составлять собственную диету. И давать ему рекомендации, я имею в виду с точки зрения специалистов, каким образом человек может формировать свое меню. Самое важное для потребителя это то, что от него самого зависит, как он будет строить свой баланс питания, какой он должен вести образ жизни, для того чтобы питание не явилось одним из главных факторов, на котором лежит ответственность решения проблем, которые касаются проблемы ожирения.

А. ВОРОБЬЕВ – Роман консультант из Москвы, какие-то подозрения и у меня совпадают: добавляются ли в продукты «Макдоналдс» вещества, вызывающие привыкание?

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Эльдар из Уфы спрашивает: что вы кладете в свою еду? Люди начинают есть и не могут остановиться.

Х. ХАСБУЛАТОВ – Дело в том, что абсолютно каждый работник, который работает в ресторане, вкладывает в нее свою душу.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Пожиратели душ.

Х. ХАСБУЛАТОВ – Непререкаемое следование рецептуре, если вы поедите бигмак в Уфе, вы получаете такое же в Сочи, и Казани, и Москве, в Екатеринбурге. И Санкт-Петербурге. Поэтому постоянство качества и соблюдение всех процедур является для нас важным.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Александр пишет, что почему-то в России порции меньше, чем в Индии и не так вкусно.

Х. ХАСБУЛАТОВ – Спасибо. Дело в том, что, может быть, наш автор вопроса растет сам. Ну а размеры наших сандвичей не меняются, они остаются постоянными. Поэтому бигмак не изменился с первого дня свого создания.

А. ВОРОБЬЕВ – Все-таки что-то добавляется. Я не могу с собой совладать. Что добавляете кроме души? Что заставляет человека есть однообразную еду и возвращаться к ней? Получать удовольствие.

Х. ХАСБУЛАТОВ – Во-первых, это доверие к качеству. Это наша ответственность, когда мы подходим к безопасности пищи. Это постоянное соблюдение стандартов, это очень большая тема. Мы можем обсуждать ее долго.

А. ВОРОБЬЕВ – В программе «Запахи». Хамзат Хасбулатов – президент «Макдоналдс» в России. Спасибо большое.