Программа «Большой Эрмитаж» была разработана для осуществления реконструкции большого музейного комплекса. Она предполагает приспособление большой части исторических зданий района Дворцовой площади Санкт-Петербурга для целей музейного просвещения, музейного досуга и развлечения, где галереи и лекционные залы будут сочетаться с музейными кафе и ресторанами, интернет-центрами.

Одной из важнейших составляющих частей Программы развития Большого Эрмитажа является реставрация и реконструкция Восточного крыла Главного штаба, выдающегося памятника архитектуры первой трети XIX века. Этот архитектурный массив включает в себя пять этажей здания и пять его внутренних двориков, что составляет, в целом, 38.200 кв. м площадей. Целью реконструкции, реставрации и перестройки Восточного крыла Главного штаба станет объединение таких сфер деятельности, как экспозиционная, образовательная и сфера услуг.

Здание Главного штаба, построенное по проекту архитектора К. И. России в1820—1830-х годах. Оно предназначалось для Министерства финансов, Министерства иностранных дел, служебных квартир, госпиталя и других разнообразных помещений.

В 1989 году Государственная инспекция по охране памятников Ленинграда передала Восточное крыло здания Главного штаба Государственному Эрмитажу.

Архитектурная часть проекта выполнена авторским коллективом "Студии 44" - одной из крупнейших проектных мастерских Петербурга, специалистом в области создания общественных сооружений и реконструкции исторических зданий.

Основная часть постоянной экспозиции будущего музея разместится в анфиладах, опоясывающих комплекс по периметру. Масштабные временные выставки будут проводиться в дворовом пространстве здания-квартала. Для этого пять его внутренних дворов перекрываются стеклянными кровлями и преобразуются в Новую Большую Анфиладу. Она представляет собой чередование больших выставочных залов, встраиваемых в поперечные корпуса на уровне второго этажа, и висячих садов на платформах.

Висячие сады - более имя и символ, нежели реальное озеленение; это сады скульптур из собраний Эрмитажа, это место релаксации в окружении предметов искусства и растений. И если висячие сады - своего рода роскошь, то большие выставочные залы насущно необходимы современному музею. Путем частичной разборки поперечных корпусов устраивается три таких зала высотой 12 м. Дизайн залов предусматривает высокую степень трансформации экспозиционного пространства: различные варианты открытия и закрытия створчатых дверей и стен позволяют быстро и гибко менять экспозицию, изолировать каждый из модулей или вновь объединять их в анфиладу.

Эта анфилада не прямая, а сужающаяся, сходящаяся в перспективе, что многократно усиливает ее втягивающий, воронкообразный эффект. Причем, он не привнесен извне, а изначально заложен в планировке здания, клином сходящегося к Дворцовой площади. Направлениям перспективного схождения линий подчиняются планы садов и новых залов, по этим линиям от зала к залу уменьшается ширина больших дверей.

Новая Большая Анфилада - стержень образной и функциональной структуры музея: в ней сконцентрировались все эрмитажные архетипы, она занимает главенствующее положение в иерархии пространств музейного комплекса. С Новой Большой Анфилады и будет, как правило, начинаться посещение музея. Попасть сюда можно будет по парадным лестницам из двух входных вестибюлей, расположенных в первом и пятом дворах. Кроме того, каждая входная зона будет оборудована лестницами и лифтами для подъема посетителей в экспозиционные залы всех четырех этажей.

Первый этаж здания, расположенный ниже Большой Анфилады, решен как своего рода крытое продолжение Дворцовой площади, городской форум с сопутствующей музею коммерцией, информационным центром, гардеробами и билетными кассами. Зоны постоянной экспозиции располагаются на 2-ом, 3-ем, 4-ом и 5-ом этажах. Внешние анфилады (залы, выходящие на Дворцовую площадь, Певческий мост и Мойку) отданы под выставки; внутренние анфилады (комнаты, ориентированные во дворы) большей частью включают помещения сотрудников, временные хранилища экспонатов, информационные центры и др.

Основная специализация второго этажа - декоративно-прикладное искусство XIX века (фарфор, стекло, фаянс, серебро, бронза, часы и механизмы, оружие, костюм и т.д.). В парадных ампирных интерьерах третьего этажа будет представлена коллекция живописи и скульптуры 1800-1860 годов - от неоклассики и романтизма до салонного искусства. В залах третьего этажа, расположенных у Арки Главного штаба, выделены помещения для музея Фаберже. На четвертом этаже, в помещениях, получающих естественный свет через фонари в крыше, разместится коллекция живописи и скульптуры с 1860 года по конец ХХ века, ядро которой составят полотна импрессионистов и постимпрессионистов из знаменитого собрания Сергея Щукина и Ивана Морозова.

Для показа произведений актуального искусства предусмотрен блок помещений в южной части здания с отдельным входом с набережной р. Мойки. Этот блок - часть нового музея современного искусства в составе Государственного Эрмитажа ("Современный Эрмитаж"). Здесь будут созданы возможности для организации мультимедийных выставок (видео- и саунд-арт), различных художественных акций, инсталляций, перформансов.

И, наконец, проектом предлагается музеефицировать чердаки Главного штаба, сделав их частью общей экспозиции. Эти никому не ведомые пространства ампирного дома поражают воображение. Верхушки сводчатых потолков последнего этажа образуют причудливый холмистый рельеф. Над ним возвышаются кирпичные аркады и целый лес деревянных стропил - вместе они подпирают кровлю здания. Отреставрированные кирпичные арки, стропила и 19-метровая деревянная ферма работы Карло Росси явятся наилучшим антуражем для рассказа об истории строительства и реконструкции Главного Штаба.

Новый комплекс вберет в себя черты массового и элитарного музея, где каждый сможет выбрать себе маршрут по вкусу, последовательно обходя различные периоды и течения либо двигаясь прямо к интересующему объекту. В этом здании собственно выставочные пространства дополнит развитая инфраструктура образования, развлечений и музейного сервиса; здесь галереи, лектории, информационные центры будут сочетаться с кафе, ресторанами и тематическими магазинами. Главный штаб призван стать местом культурного досуга для представителей всех поколений в выходные дни и по будням, оазисом просвещения и общения с искусством в самом сердце современного мегаполиса.

Первая очередь реконструкции охватывает, по преимуществу, два из пяти дворов (ближайшие к Дворцовой площади и Певческому мосту), работы первой очереди, тем не менее, предусматривают полный ввод в строй всех инженерных систем и позволяют организовать все маршруты посетителей по постоянной схеме. В рамках работ первой очереди будет произведена реставрация значительной части исторических интерьеров и создан блок актуального искусства; в северной части здания будут построены новые экспозиционные помещения, вестибюль с билетными кассами, информационный центр и лекторий.

Завершение первой очереди реставрации/реконструкции предварительно запланировано на IV квартал 2009 года. Полное завершение работ приурочено к празднованию 250-летия Эрмитажа в 2014 году.

http://www.youtube.com/watch?v=8fFPEnT-haE