Представьте, что вы медленно потягиваете ром в удобном кресле на палубе огромного корабля с любимой книгой в руках. Вокруг нет ничего кроме океана, проносящихся стай дельфинов, китов и кричащих птиц... а где-то вдалеке огромные континенты и таинственные острова, которые еще предстоит увидеть.

Звучит заманчиво – но не ошиблись ли вы судном?

Нет, это вовсе не туристический круизный теплоход и не роскошный лайнер где-нибудь среди Карибских островов. Это обычный контейнеровоз. Сотни грузовых судов бороздят океаны, перевозя всё что угодно – от пожарных гидрантов до фруктов, и при желании есть шанс попасть на любое из них.

Путешествие на грузовом теплоходе гораздо более непринужденно и душевно, чем вам может показаться при вгляде на суровый внешний вид судна. Пассажиров на таком корабле – единицы, а экипаж составляет всего несколько десятков человек. Да, здесь не будет игр в лото или варьете по вечерам. Вместо этого «морские волки» наверняка пригласят вас петь с ними караоке, а за обедом вы наслушаетесь историй от бывалых моряков и капитана, который в обычной жизни чаще носит шорты и футболку, чем форменный китель.

Нашим первым опытом путешествия на грузовом пароходе оказалось относительно короткое 5-тидневное плавание из Австралии в Новую Зеландию. В Мельбурне мы попали на борт французского судна CMA-CGM Utrillo, где дружелюбные матросы-филиппинцы выделили нам каюту и бодро приняли на борт наши 11 огромных сумок и два велосипеда.


Стоимость путешествия

Первое, что пришлось нам по вкусу в морских путешествиях - возможность взять с собой уйму багажа. Никто и глазом не моргнул на наши 100 кг – мы могли бы взять и в два раза больше. В связи с этим наши затраты на поездку (€500/$625 с человека) уже оказались ниже стоимости авиаперелета, не говоря уж о неудобстве и формальностях со столь огромным багажом в аэропорту. Сутки на грузовом судне обойдутся вам в 90-140$ в день, включая трехразовое питание.

Гостеприимство

Мы удивительно быстро почувствовали себя частью команды. Почти сразу же наша соседка-попутчица (француженка, путешествующая «вокруг света за 80 дней») сказала, что капитан устраивает приветственное барбекю. «Они всегда угощают вновь прибывших на борт», - подмигнула она нам. На следующий вечер мы наслаждались рыбой-гриль и любовались закатом на задней палубе, душевно беседуя с моряками.

Чего ждать на борту

Мы боялись, что дни нам покажутся слишком долгими. Как бы не так! Три раза в день нас плотно кормили (добротными «мужскими» порциями мяса с овощами), а время между трапезами уходило на прогулки по палубе до капитанского мостика, уточнение наших координат и выяснение других жизненно важных вопросов.

Попадались ли пассажиры-безбилетники? – Да, был один человек из Ирака. – А как дела с пиратами? – Здесь их нет, а вот у берегов Африки встречаются. – А сколько же топлива потребляет эта махина? – В сутки на топливо уходит $60 тысяч.

На многих суднах есть бассейны, кинозалы с выбором хороших фильмов, спортивные залы, теннисные столы и т.д.

Неторопливое путешествие

Когда наше любопытство временно успокаивалось, мы уходили в свою каюту, чтобы почитать, сделать путевые записи или поиграть в настольный теннис. Здесь, вдали от суматохи суши, жизнь протекает спокойно и расслабленно – совсем непохоже на его движение в воздухе - при привычных нам перелетах.

Хэмиш Джеймисон, владелец судоходной компании Freighter Travel NZ и один из немногих агентов в мире, продающих билеты на грузовые суда, умеет ценить эту спартанскую простоту морских путешествий: «Когда сидишь один на носу корабля, и вокруг тебя только море, ветер и волны – это и есть райское наслаждение. Солнечный день, термос белого вина, бинокль и семь футов под килем – для меня вершина блаженства», - говорит он.

Гибкий график

Разумеется, в жизни, как и в плавании, не всё проходит гладко, и если в дороге проблем не возникло, то перед посадкой на борт нам пришлось столкнуться с непредсказуемостью бизнеса грузоперевозчиков. Наша дата отплытия внезапно была перенесена на три дня раньше, и потом каждый раз, когда мы уточняли, колебалась в пределах 12-24 часов. Такое случается нередко, и к этому нужно быть готовым.

Нельзя даже гарантировать, что вы попадете в порт назначения, потому что для фрахтового судна всегда важнее груз, чем пассажиры. Заказчик может изменить порт назначения, и корабль пойдет туда, где его ждут.

«Наше путешествие из США в Европу изменялось три раза уже после бронирования, - рассказывают Ребекка Хог и Скотт Дреннан, путешествующие вокруг света без авиаперелетов. – Изначально они планировали добраться из Южной Каролины в Бельгию, но в результате попали из Флориды в Италию. Если бы мы не были готовы к столь гибкому графику, ничего бы не получилось».

Практические вопросы

Случаются в плавании и бюрократические трудности, особенно если дело касается остановок в портах США. Например, американским гражданам запрещается путешествовать на грузовых кораблях внутри страны, а можно отправляться только за рубеж. Прибывающим же в США потребуется виза – даже если бы они могли обойтись без нее, прилетев на самолете. Исключение составляют только граждане Канады.

Если вы планируете проходить через Суэцкий или Панамский каналы, придется также раскошелиться на прививку от жёлтой лихорадки. В любом случае потребуется справка о хорошем состоянии здоровья.

Куда бы вы хотели отправиться?

Но пожалуй, самое сложное – решить, куда плыть. Выбор маршрутов поистине огромен! В Южную Америку и вокруг мыса Горн? А может, 55-тидневное плавание из Калифорнии в Австралию через Мексику и Таити? Мистер найс мэн Джеймисон предлагает свои идеи:

«Больше всего мне понравилось плыть из Окленда (Новая Зеландия) в Сингапур. Самолётом там лететь всего 12 часов, а пароход за 40-45 дней останавливается почти на каждом острове в Тихом океане по пути и стоит по 2-3 дня. Также очень интересно путешествие из Сингапура в Хьюстон, штат Техас. Маршрут проходит через Таиланд, Вьетнам, несколько китайских портов, Японию, а потом по Тихому океану и через Панамский канал.»

Если хватает времени и денег, на грузовом корабле можно попасть практически в любое место в мире - нужно лишь быть авантюристом.

Как спланировать подобное путешествие:

Итак вы решили, что всю жизнь мечтали отправится в подобный трип. На сайтах грузовых компаний можно найти огромный список маршрутов по всему миру. Вам нужно написать им письмо с запросом стоимости поездки либо обратиться в любое из агентств, которое занимается подобными трипами, купить билеты до места отправки судна, позаботиться об оформлении всех необходимых виз. Очень много судов отходят из Европы, в частности из близкой нам Финляндии.

http://seaplus.com/faq.html - полезный ресурс по теме

И напоследок – главные правила путешествия по морю:

- Умейте найти себе занятие. Плановых развлечений на борту не предусмотрено.

- Пожилым людям такой вид путешествий не рекомендуется, так как на корабле нет врача, но есть очень много ступеней и лестниц.

- Убедитесь, что ваша страховка действительна для путешествий на грузовых судах.

- Будьте гибкими. Графики часто меняются, и, возможно, вам придется сменить 2-3 парохода, чтобы попасть в нужное место.

- Бронируйте поездку заранее. Количество кают ограничено, и на популярные маршруты мест может не быть.

- Не надейтесь, что вас пустят на пароход бесплатно в обмен на ваш труд и помощь на борту. Современными законами это запрещено.

- Запаситесь средствами против укачивания, даже если вы обычно не страдаете морской болезнью - в шторм всякое может случиться.

Будет ли вам интересно почитать материал о путешествиях на парусных судах: барках, клипперах и т.д.

Использованы материалы Friedel Rother