Здесь, в Харбине, огромный, многомиллионный город, современный, но все же с налетом провинциальности. Излюбленное место русских туристов из дальневосточного региона. После Хэйхэ в Харбине – цивилизация. Этот город – смесь небогатых северных районов с цветущими гигантами восточного побережья Китая. Огромные, тридцати-и-более-этажные дома не только в деловом центре, но и во всех других районах. Здесь меньше понимают по-русскии совсем чуть-чуть начинают говорить по-английски.

До русского района от вокзала можно дойти пешком, минуя многокилометровые подземные магазины. Можно взять такси и уехать в центральный парк развлечений, там со 110-метрового колеса обозрения весь город как на ладони. На Солнечный остров – главную достопримечательность Харбина – придется ехать на такси. Это действительно остров, за рекой. Кроме искусно постриженных кустов в виде фигур животных, там находится музей технических достижений из стекла и металла, парк с фонтанами, мостами, беличий остров, аттракционы. В музее с юмором объясняют “ на пальцах” природу физических процессов, а бОльшая часть экспозиций посвящена китайской космической программе. 

Часть парка – русское поселение. Несколько зданий в стиле пятидесятых, действующий русскоязычный театр. Последнее забавно, но не более и к посещению отнюдь не обязательно. Чего не скажешь о канатной дороге через реку. Около получаса из надежной кабинки можно наблюдать город с высоты двадцатого этажа. Немного боязно, если ветер, но оно того стоит.

Поскольку в большом городе без такси никак, вкратце поясню ситуацию с этим видом транспорта. Оплата всегда проходит по счетчику. Настройки таксометра зависят от города. Где-то считают время, где-то расстояния, где-тои то, и другое. Большинство таксистов первые несколько километров везут бесплатно, а потом счетчик довольно шустро начинает увеличивать стоимость поездки. Цифры и условия обычно указаны на наклейке, и при некоторой степени сообразительности в них можно разобраться. Главное, проследите, чтобы таксист в начале поездки опустил индикатор “свободен”, иначе деньги, о которых, скорее всего, придется спорить, пойдут водителю в карман.

Адрес, написанный латиницей, поймут далеко не все, а точнее, почти никто не поймет. Свое китайское произношение тоже лучше тренировать в каком-нибудь другом месте, но не в такси. Лучше найдите двуязычную карту или попросите работников отеля написать название места на китайском. Убедитесь, что водитель вас правильно понял: были случаи, когда таксист честно доставлял пассажиров в соседний город с названием, созвучным нужной им улице.

Перед посещением Китая попытайтесь узнать цену на бензин. И из простого расчета десять литров на сто километров, воспользовавшись картой, прикидывайте цену поездки. Это поможет договориться в случае, если вам захочется выбраться в какой-нибудь национальный парк или руины за пределами города. Старайтесь по возможности не заказывать такси из гостиницы или по наводке предприимчивых гидов. Скидок не бывает, бывает только наоборот.

Ремней безопасности в китайских такси чаще всего нет, но не бойтесь: китайские водители – лучшие в мире. Провезут через дикий трафик, спокойно нажимая на гудок. Сигналить по китайским правилам нужно а) если впереди идет человек (едет велосипедист, мотоциклист) и не видит автомобиля; б) при попадании в “слепую зону”; в) перед крутым поворотом – то есть буквально каждые две минуты. Это может показаться назойливым, но, судя по всему, правило работает: за полгода жизни в Китае я не видел ни одного дорожно-транспортного происшествия.

Трех дней в Харбине достаточно, чтобы получить представление о городе, посетить основные достопримечательности и купить что-нибудь ненужное. А потом можно на ночном поезде к утру добраться в Пекин. Но мы пойдем другим путем. Следующая остановка – Шеньян, северная столица Китая, промежуточное звено между пафосом Пекина и провинциальностью Харбина.

Продолжение следует. Фотографии автора.