Находясь во Нью-Йорке можно долго изучать достопримечательности или таскаться по магазинам - и все равно что-то будет упущено. Единственное, что, находясь в этом городе, вам не удастся пропустить это Нью-Йоркский метрополитен.

Первая линия метрополитена в этом городе была проложена над землей между Гринвичем и Восьмой Авеню в 1868 году Чарльзом Харви, вдохновившимся Лондонским метрополитеном (открыт в 1863 году, в этот же год Харви уже и начал проектировку Нью-Йоркского метро). Официальное открытие метро как подземного средства передвижения состоялось в 1904 году. Сейчас это крупнейшая в мире паутина из 468 станций, соединяющих все пять районов города. Общая длина путей всех 26 линий - 1 355 км.

Это единственная система метро в мире, которая работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году, перевозящая более пяти миллионов людей ежедневно.

Как не заблудиться и не запутаться во всем этом? Впервые оказавшись в Нью-Йорке, я прилетел в аэропорт JFK, прошел десять шагов после получения багажа - и вуаля, передо мной оказалось метро. Оказывается, оно соединяет и оба аэропорта города, так что можно забыть о многочасовых заездах на такси или маршрутках до ближайшей станции метро, как мы к этому привыкли в России.

Проездным является MetroCard, введенная в 1994 году. Карта работает как дебетовая банковская - то есть вы кладете любое количество денег на нее, и за каждый пронос карты с нее снимется $2.25. Существуют и безлимитные предложения: $8.50 на один день, $27 на неделю, $51.50 на две недели и $89 на месяц.

Как я сказал, в Сабвэе 26 линий и впервые попав метро я минут пятнадцать только пытался понять, как мне попасть в Манхэттен. Далее я расскажу несколько основых правил и особенностей для путешествующих и просто любознательных. Первое из них - забудьте о карте метро, в первые пару дней вам абсолютно не удастся в ней разобраться, так что просто спросите кого-нибудь о том как вам добраться до нужной станции и вам все объяснят. Американцы - очень дружелюбные люди.

Не подумайте, что пропустив остановку вы сможете выйти, перейти платформу и поехать назад. В Нью Йорке на одной платформе поезда едут в одну сторону, только по разным маршрутам. Поезда следуют по двум принципам - Uptown и Downtown. Первое значит "в город", и если смотреть на карту метро означает налево или вверх. Второй термин переводится вроде "в спальные районы" и, соответственно означает вправо или вниз.

На платформах, свисая вниз, обычно висят знаки, указывающие направление движения (вверх или вниз) и номера линий, которым следуют проезжащие тут поезда. Да, одна платформа также обслуживает несколько линий, то есть вам вполне себе придется ждать нужный номер электропоезда, прямо как у нас может понадобится ждать нужный номер автобуса. Номер электрички указан впереди и сбоку на ней, как и обычно на экранах указана следующая станция или маршрут поезда. Также на большинстве станций в 2007 году установили новые LED-указатели, так что запутаться будет просто невозможно.

Каждая платформа чаще всего обслуживает несколько линий, которые очень часто пересекаются или же, наоборот, следуют параллельно друг другу. Последние обычно имеют привязку к одному цвету и различаются как наши электрички (local) и экспресс-электрички (express), то есть некоторые поезда следуют по всем станциям, а другие - только по основным.

Маршруты электричек меняются на лету - это связано с часами дня и предполагаемым движениям людей на вечер. Будьте готовы что вечером (late nights) начиная с шести-восьми линия по которой вы ехали может быть закрыта, или идти совсем по другом маршруту. Иногда это связано с профилактикой линий (напоминаю, все кроме двух станций работают 24 часа в сутки).

Станции пересадок - маленькие города с магазинами, выставочными залами и километрами переходов. Если верно следовать указателям и знать, какая линия и куда (вверх или вниз) вам нужна, потеряться там невозможно.

Войти в станцию можно через металлические крутящиеся двери, выйти тоже только через них. Помните, если вы проехали станцию и не видите перехода на платформу с поездами в другую сторону, совсем не обязательно выходить - просто присмотритесь и вы найдете вход в переход (иногда он бывает шириной меньше метра).

На входе с улицы всегда указаны направления ближайших платформ к этому входу. Вход в метро можно узнать по двум лампам на торшерах. Изначально они были трех цветов (зеленого, желтого и красного), но в итоге остались только двух - зеленого и красного. Первые работают на вход 24 часа в сутки, вторые не 24 часа в сутки.

Если вам посчастливилось, можно наткнуться на бесплатный туалет прямо внутри станции, правда таких насчитывается в районе двадцати.

Если вам очень повезет, вам может попасться машинист, которые будет сам озвучивать станции. О нет, нет, это не тот мямля из российского метро, это задорный, заводной парнишка получающий огромное удовольствие от своей работы: "Привет, сегодня у нас в городе прекрасная погода, солнечно, да и вы сами в этом убедитесь если выйдите на следующей остановке у Центрального Парка! Не забудьте купить мороженого, и захватите штучку для меня!"

В Нью-Йоркском метрополитене насчитывается 6400 вагонов. Поезда в среднем состоят из 8-11 вагонов, которых существует два типа - новые и старые. Новые включают в себя электронную индикацию местонахождения (в 99% сломанную), радиоповещение (чаще всего тоже сломанное) и рекламу. Старые включают в себя только рекламу. Оба вида электропоездов имет потрясающие кондиционирование - вам никогда не придется попотеть, даже если в вагон набьется человек пятьдесят. Зато кондиционирования на станциях не существует в принципе - хуже того, при подходе поезда вас обдает не приятный холодный ветерок, а жгучий и жаркий ветер пустыни. Будьте осторожны.

 

Ну и напоследок один раритет: так выглядел проездной жетон до введения МетроКарты: