1. Вы около часа стоите у конвейера, а багажа все нет и нет. Этому может быть несколько причин. Самая распространенная — аэропорт принял слишком много самолетов, багаж выгружался впопыхах и мог затесаться в компанию чемоданов, прилетевших другим рейсом.

2. Если терпение окончательно иссякло, нужно обратиться к представителю авиакомпании. Их можно найти в билетной кассе, у стоек регистрации или в офисе авиакомпании. Вместе с представителем нужно составить акт о пропаже багажа, описать его отличительные признаки и предъявить отрывной талон багажной бирки, наклеенный на обложку билета. Один экземпляр акта направляется руководству авиакомпании, второй остается на руках.

3. Прежде чем прощаться с сотрудником авиакомпании, попробуйте получить у него наличных на приобретение новых необходимых предметов взамен оставшихся в затерянных сумках. Нет такого закона, который обязывал бы его это делать, но перевозчики, дорожащие своей репутацией, могут пойти навстречу. Иногда деньги дают на месте, иногда расходы возмещаются задним числом в пределах определенной суммы (редко больше $250). В последнем случае понадобятся чеки на покупки, сделанные в первый день после составления акта о потере.

4. Идентифицировав багаж, авиакомпания должна связаться с вами и сообщить время его доставки. Найденные сумки и чемоданы привезут по указанному вами адресу бесплатно и, как правило, в течение суток. Также есть возможность забрать их  в любое время в аэропорту самостоятельно.

5. Багаж считается утерянным или украденным через 21 день после заявления пассажира. По истечении этого срока авиакомпания обязана выплатить компенсацию. Ее размер рассчитывается исходя из ставки – не менее $20 за килограмм (исключение — внутренние российские авиарейсы). Если же вес чемодана по каким-то причинам неизвестен, авиакомпания оценивает его в 35 кг и оплачивает только их.

6. Если багаж нашелся поврежденным, компенсация также возможна — те же $20 за порванный или сломанный килограмм. Можно попробовать написать авиакомпании письмо, в котором вы расскажете о своей любви к ее услугам, но вот незадача: вы сначала перенесли неделю поисков чемодана, а потом еще и оказалось, что сломались ваши любимые очки D&G. Подтверждать стоимость очков при этом по закону не требуется (хотя если вдруг сохранился чек, приложите к письму и его). Известны случаи, когда подобные авантюры имели успех.

7. Представим, что авиакомпания заплатила за потерянную сумку аж $300, а там одних трусов было на $600, то есть — вам мало. Если все же хочется вернуть полную стоимость или получить допкомпенсацию, для начала надо предъявить авиакомпании претензию. Не позднее 7 дней с момента получения в аэропорту испорченного или явно полегчавшего багажа пишется бумага и заверяется представителем. Если испорченный или неполный багаж был доставлен к месту жительства, срок подачи претензии увеличивается до 21 дня (с момента доставки). Если все операции были произведены в срок, авиакомпания может пойти вам навстречу. Правда, история не знает примеров, когда платили больше $5 000.

8. Если авиакомпания решила не удовлетворять ваших претензий, она должна направить отказ в письменно виде. Только с таким отказом можно обращаться в суд, иначе исковое заявление просто не примут. Подавать иск возможно в течение двух лет с даты, когда багаж должен был прибыть в аэропорт назначения.

Текст Алины Паниной