Африка! Это мистическое слово всегда пугало и завораживало. Казалось, попасть туда можно только при особых обстоятельствах, будучи очень смелым человеком. В сознании рисовались картины, навеянные телевизионными передачами о путешествиях, Корнеем Чуковским и рассказом знакомого о съеденном крокодилами ученом. Гремучие джунгли, кишащие страшными ядовитыми животными, голод и СПИД, дикие племена людоедов, «Бармалей, который кушает маленьких детей…», языческие и шаманские ритуалы, культ Вуду, бескрайние пустыни, сотни розовых фламинго, стоящих на одной ноге, а главное - большое количество очень-очень черных людей вокруг…

Неожиданно на почту пришло приглашение на день рождения. В письме говорилось «Дорогие друзья! Не думайте, что мой день рождения не состоится. Он будет праздноваться в Эфиопии, и я всех вас приглашаю…» Далее были расписаны самые завлекающие возможности путешествия в эту страну:

самая древняя культура Африки

самые красивые девушки в Африке

самая вкусная еда в Африке

самая мелодичная музыка в Африке

самый большой рынок в Африке

самое большое количество птиц в Африке (более 850 видов)

психоделический экспириенс

никаких диджейских вечеринок

и много-много радости.

По моему телу даже прошла дрожь… Ото дня ко дню информации об особенностях путешествия становилось все больше и больше, а вероятность отъезда повышалась. В итоге, преодолев массу предновогодних препятствий, я быстро собралась в Эфиопию.

Единственная из приглашенных, отважившаяся на поездку, и, на удивление, единственная, кто пришел за целый рабочий день получать визу в посольство Эфиопии в Москве! Это была безумная идея.

Как только я решила, что преодолею все и поеду, в городе мне стали встречаться талантливые африканцы и африканская культура в разных ее проявлениях: барабанщики, певцы, африканские мотивы в керамике… Просто раньше я не обращала на них такого внимания и обходила стороной. Теперь же все это стало важной информацией для отъезжающего в неизвестность путешественника.

 

Московский выхлоп

Мое знакомство с Эфиопией началось с того, как я упала… в обморок, не успев посмотреть на окружающую действительность и десяти минут. Сказались двухдневный перелет Москва – Каир - Аддис-Абеба, легкая простуда, резкая смена климата с холода на жару и сильный перепад высот – столица Эфиопии Аддис-Абеба (в переводе с амхарского языка - «новый цветок») находится на высоте 2000 метров. На следующий день меня знали все в окрестностях гостиницы. Обморок стал своеобразным очищением от московского состояния. Ведь когда ты оказываешься в путешествии, и особенно в Африке, ты должен сбросить с себя все стереотипы, только тогда ты сможешь познать ее.

Аддис-Абеба, молодая столица, один из крупнейших городов Африки, основан императором Менеликом в конце XIX века и служит пристанищем более чем четырем миллионам человек, среди которых четверть составляют нищие и бомжи.

Здесь сразу чувствуется влияние СССР. Эфиопия была одной из многих стран, где СССР проводил социалистический эксперимент на чужой территории. В Эфиопии работали сотни советских военных советников, врачей, учителей, нефтяников, строителей, золотоискателей и агрономов. Город наполнен советскими автомобилями, и прослеживается участие советских архитекторов в строительных проектах. Также известно, что многие эфиопы начиная с советских времен и по сей день имеют возможность получить образование в России.

В первый же день мы услышали эмоциональный рассказ о том, что «русские давали Эфиопии книги, много книг… Фридриха Энгельса и Карла Маркса в отличие от американцев, которые давали много денег». Рассказчик также утверждал, что раньше везде висели плакаты Сталина и Ленина, пока не приехал музыкант Боб Марли и не велел их снять!
Человек с обожженным лицом

Когда ты приезжаешь в Эфиопию, машина времени переносит тебя на много веков назад. Но на самом деле ты оказываешься всего на семь лет в прошлом. В Эфиопии сейчас 2003 год. Страна живет своей жизнью, со своим календарем, языком, цифрами и временем. В Эфиопии единственная в Африке самостоятельная письменность, изучить которую не так-то просто – это слоговое письмо предполагает знание 231 комбинации знаков, немного напоминающих армянские.

Эфиопия – страна, где 13 месяцев в году светит солнце и в среднем 346 дней в году небо абсолютно ясное, а жара благодаря большой высоте не столь сильна, как в окружающих странах.

День состоит из 12 часов (начинается в 1 час дня - 7 утра по нашему времени) и заканчивается с сумерками на закате в 12 часов (6 часов вечера по нашему времени). Получается, что время считается от рассвета до заката.

Абиссиния лишь в середине XX века получила название Эфиопия. «Эфиоп» - слово греческого происхождения, в переводе означает «человек с обожженным лицом». Именно так в античном мире называли жителей, населяющих Африку. В истории христианства и мировой истории вообще Аксумское царство (позже Эфиопское государство) было единственной во всей Африке независимой христианской страной и одним из древнейших государств в мире (первому письменному упоминанию об Эфиопии пять тысяч лет). Раннее христианство распространилось на территорию Эфиопии из Римской империи в форме монофизитства и к середине V в. стало преобладающим вероисповеданием. Христианство Эфиопия приняла почти на семьсот лет раньше Руси. Монофизитство утверждает, что Христос после воплощения пребывает только в одной Божественной природе, и в этом схоже с коптской, армянской и сирийской церквями.

Православную церковь Эфиопии веками возглавляли копты (египтяне). Епископов назначали из числа египетских монахов, посылая их в Эфиопию. В 1956 году Эфиопская церковь отделилась от Египетской, учредила собственный патриархат и стала самостоятельной.

Кроме христианства жители Эфиопии исповедуют также ислам, растафарианство, иудаизм и различные формы политеизма. Но большая часть населения - около 31 миллиона из 51 - все еще являются приверженцами древней православной церкви. На сегодняшний день это самая крупная из ориентальных церквей.

 

.

Храмы, построенные ангелами

Одной из главных достопримечательностей страны является город Лалибела. Этот город в течение долгих столетий был религиозным центром и местом паломничества. Это святая земля, затерянная в горах на высоте приблизительно 2700 метров над уровнем моря, Лалибела - место особой энергии, которую создают люди, истинно верящие в Иисуса Христа, черные бедные люди с высокоразвитой духовной культурой.

Пилигримы со всей страны стекаются на празднование Рождества Христова, которое в Эфиопии равносильно Новому году. Многие из них спят прямо на улице рядом с храмами и едят, что поднесут. Есть и такие, кто приходит в эти святые места умирать.

Со дня своего основания эта тихая, огороженная от всего мира горами деревня называлась Роха. Однажды, собирая дань, в нее заехал набожный царь по имени Лалибела, правивший Эфиопией с 1190-го по 1228 год. По легенде, здесь ему приснился сон, в котором ему явились уникальные храмы, высеченные из монолитных скал. Царь решил прославить себя в истории и приказал соорудить здесь 11 величественных храмов. Благодаря эфиопским храмам имя Лалибелы теперь связано с одним из чудес света, а благодарные монахи-летописцы окрестили в XIII веке эту деревню Лалибелой.

Средневековые эфиопские зодчие сначала сняли слой красной глины, обнажив лежавшие под ней вулканические турфы. Затем, окапывая скалы траншеями, они вытачивали контуры будущих святилищ, уходя все глубже и глубже под землю, как бы вырезая в каменных глыбах внутренние арки, колонны, своды и залы. Предание гласит, что эти храмы были построены в VIII-XIII веках, причем днем их строили люди, а ночью - ангелы. Большая часть храмов Лалибелы прячется под землей, к их входам ведут узкие траншеи-щели, зачастую уходящие вглубь на 10-12 метров. Храмы объявлены всемирным наследием и охраняются ЮНЕСКО.

Лалибела стала своеобразным Новым Иерусалимом, религиозным центром Эфиопии, где есть свой Иордан, могила Адама, Гроб Господень, храмы, посвященные Божией Матери, Георгию Победоносцу и другим почитаемым в народе христианским святым.

Обряды эфиопского православия в огромной степени основаны на Ветхом Завете. Существуют очень жесткие правила относительно поста, воздержания от пищи, молитвенных обрядов, соблюдения святых дней, когда нельзя обрабатывать землю или готовить пищу. Таким образом, важной чертой народного православия в Эфиопии является соединение библейского рассказа о творении с обычными для Африки верованиями в духов. В Эфиопии с ее географическими контрастами, с трудными и непредсказуемыми экологическими условиями, в условиях неразвитого здравоохранения в духах видят прежде всего причину бед и болезней.

Православные эфиопские христиане разделяют веру многих африканских народов в то, что мир в равной степени населен духами и людьми. Эфиопы делят свое физическое окружение на пространство человеческое и нечеловеческое, причем и духов они разделяют на категории «человеческая» и «нечеловеческая».

Мое восхищение православием в Эфиопии и неприятие православия в России конфликтовали в моей голове. В Эфиопии мне стали интересны ортодоксальные обряды. Здесь это религия счастья, а не прессинга личности. Здесь она как будто на месте, и создается ощущение, что Иисус Христос реально мог родиться в этих местах.

Эфиопские православные пишут странные иконы, танцуют в церквях, не ставят свечи перед изображениями святых, по-другому крестятся, обрезают детей и не едят свинину, а богослужение в храмах проходит под звуки барабанов. И тем не менее эфиопы - православные христиане, пусть их православие и несколько отличается от того, к которому мы привыкли.

Ла-ла-ла-ла

Еще до рассвета, когда в городе темно и на небе звезды, пилигримы начинают свое восхождение на гору Ашатан, чтобы достичь удивительных храмов в скалах. Стар и млад, все в белых одеждах, с крестами в руках и с криками «лалалала» на разные голоса они неустанно тянутся вереницей от подножия и до вершины горы. Многие из них босые, другие же идут в резиновых тапочках, вырезанных из автопокрышек.

В своей бедности они сказочно красивы, и мы даже замечали, что чем человек беднее, тем стильнее он выглядит. У многих одежда являет собой чисто символические лохмотья, когда-то бывшие джинсами и майками. Почти все закутаны в похожие друг на друга одеяла шамма очень часто неопределяемого из-за грязи цвета.

Священники напоминают волшебников африканской сказки. В красивых разноцветных мантиях и шапочках, с крестами и мухоотгонялками в руках они выделяются из толпы таких же красивых верующих расшитыми блестящими нитками зонтиками, которые держат в руках.

Многие европейцы-туристы поднимаются в гору на мулах с погонщиками и проводниками, оставляя за собой клубы пыли. Те европейцы, которые идут пешком, заслуживают особое уважение пилигримов. Кто-то останавливается тебя подождать и подбодрить, на сложных участках подают руку и подстраховывают.

За два часа подъема происходит сильное очищение личности от всей ненужной информации и энергии, копившейся в организме. И, когда ты оказываешься у храма, сознание и тело абсолютно чисты для молитв и религии.

Солнце взошло. Эвкалиптовые деревья, которые растут в округе в огромном количестве, насыщают атмосферу таинственным и манящим запахом. Дует прохладный ветерок, а солнце обжигает кожу.
Конец поста

После Рождества весь день на улицах убивают животных (ягненка, куриц и коров), а на дороге валяются отрубленные ноги и сушатся шкуры. Кто-то тащит на себе убитых животных, а еще живая овца бешено блеет рядом с уже зарезанной. Все едят сырое мясо! Становится немного жутковато. Наступил конец поста, и началось общее пиршество и веселье в городе. Во всех домах готовится мясная инжера. Injera – национальная еда, являющаяся основой или составляющей любого блюда. Это похоже на огромный тонкий блин около полуметра в диаметре из пшеничной или просяной муки, на котором кучками выложена разнообразная еда (как правило, овощи или мясо). Инжеру едят руками, часто большой компанией на одном блюде.

Эфиопы любят проводить кофейные церемонии. Они сами жарят и толкут кофе, потом по традиции обдувают каждого присутствующего дымом жареного кофе. Считается, что все должны выпить минимум по три чашки этого напитка. Само слово «кофе», понятное всем на земле, происходит от названия эфиопской провинции Каффа. Легендой о происхождении кофе считается история о том, как козы наелись каких-то ягод с больших кустов и начали безудержно резвиться. Наблюдательные монахи сварили из зерен этих ягод напиток – так появился кофе.

 

Привет, мистер

Эфиопия крайне разнообразна – ее населяет множество племен и народов разных верований и обычаев. Эти люди даже не представляют о существовании большей части вещей, которые нас окружают в повседневности! Туризм еще слабо развит, а белый человек вызывает по-прежнему крайнюю степень удивления и интереса. Я, как инопланетянин на их земле, но они счастливы меня видеть.

Африка приняла меня сразу же и завлекла простотой мышления, а грязь и беднота вокруг в очередной раз очистили сознание от массы ненужной информации и ритма российской столицы. Я опять смотрю вокруг и все по-прежнему мне незнакомо. И не покидает желание остаться еще ненадолго и узнать этот мир получше.

…Недавно пришло письмо из Лалибелы. 10-летний мальчик, наш проводник, написал на очень смешном английском. Оно начиналось: «Привет мистер», - дальше слово «семья» повторялось на каждой строчке, и подписался он «Ваш эфиопский сын»!

Полностью статью и красивые фотографии посмотреть можно здесь

Источник: www.gfhome.ru