До встречи с  одним из основоположников автостопа, Антоном Кротовым, об этом способе  путешествия мне мало что было известно. Слышал, что автостоп практикуется, но общую картину мое сознание не вырисовывало. Говорить, а тем более осуществить путешествие подобным способом мне и в голову не приходило.

                                           «Путешествие на юг наших душ»

Абсолютно случайным  образом, невесть как, словно подарок от бога путешествия, коль такой имеется, я узнал о приезде в Киев Антона Кротова. Слышать о нем ранее мне не приходилось, однако что-то подталкивало меня пойти на эту встречу. Желавший просто получить новую информацию о путешествиях, я и предположить не мог, что через неделю отправлюсь по стране автостопом…

Антон Кротов – создатель  АВП (Академия Вольных Путешествий), идейный ее вдохновитель и пропагандист. Он бородат, непьющ и некурящ. У него звонкий, мелодичный и довольно громкий голос. На карте мира, лежащей перед нами,  красовались линии проезженных Антоном маршрутов. Общее покоренное расстояние при помощи автостопа, авиастопа (не смейтесь) и других видов транспорта составляет более 650 000 км. Это расстояние приблизительно в полтора раза больше, чем между центрами Земли и Луны. И уверен, если бы на Луну проложили некую «лунную магистраль», Антон бы непременно туда добрался. Без единого рубля, доллара или юаня.



 Он утверждает, что наш мир не так жесток, как свидетельствуют об этом  газетные заголовки, что люди  гостеприимны и доброжелательны,  что на свете добра больше, чем зла, рождения больше, чем смерти, мира больше, чем войны.



Возможно, это постулаты.  Но все же, неподдельно хотелось верить, что мир наш действительно таков. Разумеется, когда собираешься путешествовать автостопом, на ум приходят следующие вопросы: «Где есть?», «Где спать?» «Что взять с собой в дорогу?», «Часто ли бывают аварии?» или «Сколько денег брать с собой?». Антон перед началом встречи даже не отвечал на эти вопросы, говоря, что все равно, придется отвечать на них еще и еще. Лучше всего отыскать две тоненьких книжечки «134 вопроса,134 ответа об автостопе и обо всем» и «Практика Вольных путешествий». Вопросов после прочтения хотя бы одной из этих книг у вас практически не останется. Скорее всего, вы тут же начнете собирать рюкзак в дорогу…



Автостоп безопасен, удобен и интересен,  в противном  случае, Антона бы уже давно взяли  в плен пираты Сомали, сделали рабом  бедуины Египта или  бы поразил  трансмиссивной болезнью кавказский клещ.

Я спрашиваю Антона: «Вот давай, к примеру, сейчас проложим с тобой маршрут: Киев-Сингапур».

Антон разворачивает  карту и говорит: «Давай. Все очень  просто: выезжаешь из Киева на трассу, оттуда доезжаешь до Харькова (478 км), затем добираешься до Ростова-на-Дону, оттуда до Волгограда, потом до Ташкента, потом до Урумчи,  потом едешь в Пекин, предварительно открыв визу, дальше в Ханой, проезжаешь Лаос, Тайланд, Малайзию, и ты в Сингапуре, все очень просто, проще, чем вы думаете». Маршрут был проложен за 30 секунд.

Тем же вечером, уезжая со встречи с еще одним участником собрания, мы обменялись мнениями.

- Знаешь, - говорю, - я загорелся. Надо ехать, только  боюсь один. Да и времени тоже нет.

- А ты не откладывай, собери рюкзак и выезжай прямо  завтра. Начни с простого –  доберись до ближайшего крупного  города. Времени никогда не будет  много, а чем дальше, тем и  вовсе его меньше будет: жена, дети, работа. Ехать надо сейчас!

Мне повезло, мой  друг согласился ехать со мной. Еще  в прошлом году мы собирались спуститься с ним через всю страну на арендованной лодке по Днепру. Идея не умерла, но усовершенствовалась. Что ж, в коей-то степени дорога - та же река…

Как писал Довлатов, «чувствуя неуверенность, поступай решительно уверенно». Важно было сделать первый шаг – выйти на трассу. Этот шаг как первая строчка для стихотворения или первый кирпич для небоскреба. Может, небоскребы уже и не строят из кирпича, но метафора к месту…


Путешествия автостопом, как комариные укусы - чем больше чешешь, тем больше хочется. За первый день проехали 700 км – об этом мы и мечтать-то не могли. Каждый день прибавлял уверенности и опыта. А также беспечности и авантюризма. Секундные невербальные диалоги с проезжающими водителями, прыжки и завлекания водителей – все это напоминало чуть ли не мизансцены к «Щелкунчику».

Как ни странно, в каждой машине нам были рады, водители рассказывали истории своих умопомрачительных жизней, давали советы касательно автостопа, с интересом слушали нас. Кто-то говорил: «Ну куда ж вы в такую погоду суетесь, холодно ведь еще!», кто-то: «Эх, молодежь, молодцы! Помню, молодым был, тоже вот так отдавал себя судьбе напропалую». Было и такое: «От себя не убежишь! ». А однажды, нам даже подарили дождевой комбинезон…


По нашим наблюдениям, главными базисами для удачного и гарантированного автостопа являются две вещи:

Первая – внешний вид. Не обязательно надевать на себя все туристическое снаряжение, запасшись палаткой, торчащими из двухметрового рюкзака шампурами и, упаси, надувной лодкой с электромотором. Так вас и в пустой тридцатиместный автобус не возьмут. Достаточно (для начала) иметь рюкзак со всем необходимым, опрятно и чисто выглядеть, и улыбаться. А можно обойтись лишь улыбкой…

Второе – это выбор позиции. Как говорил Антон: «Лучше не доехать 20 километров, чем проехать нужные 10 метров».

Выбор позиции на трассе – ключевое и судьбоносное решение автостопщика. Станешь не в том месте – рискуешь остаться в нем навсегда, ни улыбка, ни театральная постановка не помогут.






Путешествуя, мы планировали и мечтали. Говорили о том, что нашими следующими победами будут Турция и Европа. Что увидим другие страны без купюр (в прямом и переносном смыслах). Предпосылки к таким планам были. Нас регулярно подбирали, лишь дважды прося оплаты. Конечно, не экономия денег являлась первоцелью, но все же было приятно осознавать, что за несколько дней путешествия мы потратили не более 20 долларов на двоих. Останавливались «Мерседесы» и «Тойоты», «Пежо» и «Жигули». Бывало, сидели в компании с пакетами попкорна и кудахтающими цыплятами…






Как итог, мы проехали около 1500 км за 4 дня, потратив не более 30 долларов. Таким образом, с помощью  нехитрого расчета, можно увеличить  ставки и планировать будущие  поездки. Например, 3300 км (Киев-Барселона), можно преодолеть за 8 дней, имея в  кармане около 40 долларов на человека. Маршрут Владикавказ-Владивосток (8300 км) покорится вам, соответственно, за 20 дней и 100 долларов (конечно, расчет приблизительный). Возможно, многие из вас скажут, что это огромные временные  затраты, проще улететь. Возможно и  так. В таком случае, вряд ли вы посмотрите на путешествие под другим углом, да и жизнь открывается в каком-то совершенно новом ракурсе.


Автостоп сокращая дистанцию, приближает вас к мечте, открывает другие поры сознания, позволяет взглянуть на этот мир иначе. 

Это не высокопарность, высоко парить – удел наших южных  душ, пусть и стоя на обочинах молчаливых трасс…


 Источник