Даже самый верный оппонент скейтбординга с трудом сможет доказать, что скейтбординг – спорт, лишенный креатива. Стоит только посмотреть на детей в любом скейтпарке,подобно танцорам отрабатывающих флипы, грайнды и изобретающих ранее не существовавших трюков.

Но искусство можно найти и на стенах многих скейтшопов, где десятки досок доказывают, что искусство скейтбординга достигается вне трюков и спорта. Их сложная графика создает коллаж скейт-культуры и формирует уникальную арт- галерею. Здесь бесстрашные сорвиголовы смеются в лицо опасности, кофеиновые зомби в ожидании перемолки, невероятные создания в процессе парения. На деках граффити представлено как действенная форма уличного искусства, нежели акт вандализма.

Большая часть этих впечатляющих досок создана компаниями Санта Круз, в основном NHS, в частности Santa Cruz Skateboards, Creature и Consolidated Skateboards и Skater’s Union.

Стены скейт-шопов доказывают также, что самая инновационная графика в настоящее время создается не ребятами в пиджаках и галстуках на маркетинговых встречах, мозговых штурмах о том, что продавать юным скейтерам. Смешивая страсть к креативному самовыражению и любовь к спорту и его понимание, скейт- художники создают графику, которая передает молодежную культуру лучше, чем любая другая арт-форма.

  1. Графические изображения Johnny Mojo – арт директор NHS, всегда носит с собой черный альбом для эскизов, наполненный десятками уменьшенный вариантов дизайнов для дек и просто рисунков – импрессивных работ от черно-белых набросков до детальных полноцветных эскизов.

Mojo пролистывает тетрадь – бизнесмены потягивают мартини с индийскими богами, классические дальнобойщики, проезжающие мимо бойскаутов на пикнике, сцены охоты на медведя под названием «Когда животные атакуют».

«Скейт-арт – это сфера искусства, которая постоянно меняется», – говорит Mojo, – все было совсем по-другому 10 лет назад, когда я начал тут работать. Индустрия скейтбординга прошла через многое».

Скейтбординг зародился в Калифорнии в конце 1950-х и начале 60-х, когда серферы, которые столкнулись с плохими условиями катания, начали приделывать к деревянным доскам роликовые колеса. Первое увлечение скейтбордингом однако началось не раньше 1970-х и опять таки все произошло в Санта Круз. В 1973 году Будды серфа Richard Novak, Doug Haut и Jay Shuirman решили основать свою компанию по производству досок, а чуть позже они уже путешествовали по стране как компания NHS, продавая скейтборды Santa Cruz.

По сути четкой истории у скейт-графики нет. Когда легендарный художник Jim Phillips стал арт-директором NHS в 1974 году, графика на скейтбордах состояла в основном из прямого расположенного по центру логотипа.

Но в середине 80-х Phillips и несколько других художников стали покрывать своей графикой полностью все доски. Многие скейт-работы Phillips того времени, напоминают его психоделичные рок-н-ролл постеры, отражающие хронологию эры музыкальной культуры и господство таких групп как Jefferson Starship и Grateful Dead лучше, чем какое-либо другое искусство.

Phillips и его сын Jimbo, оба невероятно повлияли на искусство скейтбордов и постеров в Санта Круз, и по всей стране.

«Я катаюсь с 5 лет, – говорит Jimbo Phillips, – и мне до сих пор это нравится».

Phillips-старший работал арт-директором NHS до того, как Mojo стал сотрудничать с компанией на фрилансе в конце 80-х. «Это здорово – поработать с Jim Phillips… как будто сбылась моя мечта, – говорит Mojo, – он всегда делал стафф, который до него никто не делал».

Mojo сам по себе рисует картины, создает арт-объекты и дизайн для маек. Он так же рисует музыкальные постеры, обложки для CD, да и сам он гитарист в рокабилли группе Haywoods.

Но большая часть его сил все же уходит на графику для скейтбордов. «Мы постоянно развиваем креативность в графике, но в сочетании с анализом существующей обстановки, при учете традиционного качества Santa Cruz и инновационных технологий. Основная цель – сохранить дело интересным и доставляющим удовольствие».

  1. Партизанский Театр Пока Moish Brenman, арт-директор Consolidates’s, говорит о скейт-творчестве на своем складе на юге Laurel, становится очевидным, где он черпает свой воинственный дух. Постеры Брюса Ли, коллекция фигурок из Звездных войн.

«Мы известны как партизанская компания, – гордо заявляет Brenman, – мы скрываемся в полях, нападаем на людей и меняем их сознание. А потом обратно в поля».

И каким образом это связано с Consolidated’s? Так это их жизненное кредо и философия. Например, кампания “Don’t Do It” от Consolidated’s стала возмездием бренду Nike, когда тот объявил о своей многобюджетной кампании для выхода на рынок скейтбординга.

«Nike – огромная корпорация с многомиллионным бюджетом, которая до этого вообще не беспокоилась о скейтбординге, – говорит Brenman, – парни, которые били меня, когда я катался в детстве, все носили Nike… а сейчас Nike решил быть своим у скейтеров? Ха-ха. Это никогда не должно произойти. Мы будем бороться, биться по-настоящему и мы сохраним наш мир и никогда ни одна большая корпорация не посмеет придти и купить путь к нашей скейт-индустрии».

Графика Brenman из кампании “Don’t Do It” посвящена не только Nike, она нацелена на все большие корпорации, пытающиеся контролировать индустрию, которая до сих пор по большей части создается небольшими конторами из субкультуры. В течение года после начала кампании Consolidated’s, Nike прекратил производство скейтбордов и стал спонсировать X Games.

Consolidated’s Skateboards был основан 1991 году группой консервативных скейтеров, в том числе и Brenman, который переехал в Санта Круз вслед за Mojo в NHS. «Mojo – великий учитель, – говорит Brenman, – я очень его уважаю, да и все вокруг».

Миссией Consolidated’s было создать компанию, цельную, и управляемую молодыми скейтерами. «В основном мы стараемся быть честными по отношению к нашей идее с самого начала, а это значит не быть просто продавцами, не поддаваться течению, делать не просто тренд», – говорит Brenman.

Дразнить тренды, безмозглых спортсменов и масс культуру – излюбленные темы многих скейт-художников, так же как заигрывание с законностью только разжигает их. Например, Лого одного из брендов компании NHS “Skateboarding Is Not a Crime” можно увидеть на досках и бамперах машин по всей Америке, а то и всего мира.

Страсть Brenman к интеграции его работ привела его в Санта Круз в поисках скейт-парка. Он помогал другим городам в строительстве скейт-парков и даже создал серию дек, вдохновленный этим. Consolidated’s продавали каждую доску из этой серии с детальным планом, помогающим молодым скейтерам построить собственный скейт-парк в их городе.

«Мы так долго боролись за скейт-парк в Санта Круз, что не можем позволить парочке плохих парней разрушить его, – говорит Brenman, – люди переживают из-за шума и травм детей… ну что ж, это всего лишь последствия юности».

  1. Черепа и мишки Тедди

Страсть Moish Brenman к скейтбордингу и искусству привели его в Санта Круз.

Его друг стал про райдером, получил спонсорство от NHS и попросил Brenman сделать дизайн для его скейта. После этого Mojoi позвал Brenman присоединиться к арт-департаменту. Когда один из художников компании уехал, Mojo позвонил Brenman и парень начал паковать чемоданы.

Для Brenman переезд в Санта Круз был невероятным шансом. Это позволило ему следовать своим увлечениям. «Я делаю то, что всегда хотел делать. Я рисую с тех самых пор, как помню себя, а катаюсь с 10 лет».

Скейтбординг прошел неисчислимое число периодов популярности с того времени, и искусство в скейтбординге также поменялось. Каждая компания имеет определенный набор графики и стремится выделяться на общем фоне, не теряя индивидуальности. Эта идентичность определяется и качеством досок и их дизайном.

Demetire Tyler, художник NHS, отслеживает изменение графики во времени. Визуальное отражение этого процесса он называет Progression of Skateboarding. От черепов и скрещенных костей к Лого Nike и обратно к черепам.

«Все циклично, – улыбается Tyler, – Nike развивал графику еще тогда. Когда многие компании только меняли цвет. Их символ трампет (trumpet) обозначает кампании, которые созданы исключительно для арта и интересной графики».

Mojo поясняет: «Множество арта в наши дни нацелено против олд-скульной графики. Большая часть по-настоящему интересной графики сейчас – реакция на жестокие образы и черепа».

Brenman и художники NHS помнят компании, которые неожиданно появлялись и делали самую тредовую для того времени графику. И в то время как многие из них уже не существуют в наши дни, NHS празднует свое 30-летие, а Consolidated’s уже более 10 лет.

  1. Вперед, на скейты!

Несмотря на то что компании из индустрии стараются успешно поддерживать серьезный имидж, стереотипы касательно скейтеров все равно существуют.

«На телевидении, самые плохие парни – это скейтеры, – говорит Brenman, – простите, но сколько про скейтеров обвиняется в изнасиловании, употреблении наркотиков, в сравнении с другими спортсменами».

И даже художники, работающие над графикой, могут считаться безнравственными бездельниками.

Jimbo Phillips распределяет свое время на создание графики для скейтов, серфов, рекламных афиш, маек и альбомных обложек. Demetrie Tyler из NHS работает более 35 часов в неделю над графикой для всех брендов компании.

Его соратник по работе Mark Whidmann, приехавший из Ford Wayne, Indiana, где он работал в скейт-шопе, а после был взят на постоянную работу торговым представителем NHS за год до того, как присоединился к арт-департаменту. Whidmann работает все недели напролет и катается на скейте почти все выходные, путешествую по скейт-паркам Калифорнии.

Когда его спрашиваю, не боится ли он поломать свои творческие пальцы, он отвечает, что у него уже металлические протезы.

Тяжелая работа скейт художников окупается сполна.

«Santa Cruz Skateboarding – отличная компания. Они уже так давно существуют и никогда не забывают о качестве, – говорит юный скейтер. Как утверждает большая часть скейтеров – графика и стиль – один из основных фактров выбора доски.

И, несмотря на то, что качество – залог успеха, именно графика создает ту самую индивидуальность для любого скейтера.

«В конце концов, – говорит Brenman, – всем необходимо отличаться от других компаний и единственное что может это сделать – это уникальная графика».

Небольшая экспозиция одного из самых ярких скейт-художников Jim Phillips пройдет в рамках демо команды Santa Cruz. Выставка будет интегрирована в скейт-парк под Мостом на Воробьевых горах.

6 сентября

18 00