3 мая на Якиманке компания «Капитал Груп» незаконно, несмотря на запрет прокуратуры, снесла часть исторического дома, построенного по проекту архитектора Фёдора Кольбе. Этот случай заставил мэра Собянина и Департамент культурного наследия Москвы аннулировать все разрешения на снос зданий в объединённых охранных зонах, выданные в Москве ранее. В течение месяца чиновники проверят все бумаги. The Villagе начинает серию материалов о московских исторических домах в зоне риска. Во втором выпуске — Круговое депо Ленинградского вокзала.

Название: Круговое депо
Адрес: Проезд Комсомольской площади, 3/30, строение 1
Год постройки: 1849 г.
Что сейчас: ярмарка одежды, книжные лавки
Что планируется: снос для новой железнодорожной ветки

Изображение 8. В зоне риска: Круговое депо Ленинградского вокзала.. Изображение № 1.

Круговое депо хорошо видно с платформ Ленинградского вокзала. Для того чтобы попасть внутрь, нужно пройти между пригородными кассами и путями Ярославского направления.

Круговое депо построено в 1849 году по типовому проекту, разработанному Рудольфом Андреевичем Желязевичем для Николаевской железной дороги, считается памятником промышленной архитектуры XIX века. Депо дошло до наших дней с серьёзными перестройками: снесли купол, надстроили третий этаж и заложили арочные проёмы. Но в Москве подобное сооружение единственное.

В 2009 году «Российские железные дороги» заявили о необходимости вывода здания из реестра памятников. Депо хотят снести для строительства путей новой пригородной ветки в Зеленоград. Компания также предложила компромиссный вариант: половину депо снести, а вторую часть сделать музеем, демонстрирующим вид здания в разрезе.

Изображение 9. В зоне риска: Круговое депо Ленинградского вокзала.. Изображение № 9.

 

Константин Михайлов, координатор общественного движения «Архнадзор»: «Круговое депо — хороший качественный памятник архитектуры. Это историческая часть ансамбля Николаевской железной дороги, здание запечатлено на многих гравюрах и рисунках. Депо довольно долго не признавали памятником архитектуры, недавно, наконец, признали. К сожалению, это не дает никакой уверенности в том, что его не снесут ради строительства новой железнодорожной ветки. Для того чтобы памятник устоял, необходимо придумать ему новое применение. Сейчас в депо чем-то торгуют, а рядом с ним буквально в каком-то вагончике ютится музей железнодорожного транспорта. Общество любителей железных дорог России уже давно придумало проект нового музея в большом Круговом депо, но их голос не услышали».

 


 

Изображение 10. В зоне риска: Круговое депо Ленинградского вокзала.. Изображение № 10.
В ЗОНЕ РИСКА:
ДОМ КОЛЬБЕ НА БОЛЬШОЙ ЯКИМАНКЕ

Изображение 11. В зоне риска: Круговое депо Ленинградского вокзала.. Изображение № 11.