Ярмарка выходного дня — европейский формат, который успешно приживается в Москве. Маркеты проходят теперь не раз в сезон, а каждые выходные, иногда их даже несколько за один уик-энд. The Village выбрал восемь крупных московских ярмарок и поговорил с их организаторами о том, кто приходит продавать и покупать, что, помимо торговли, должно быть в программе мероприятия, сколько времени занимает организация и окупается ли мероприятие.

 

ЕДА

 

ФЕСТИВАЛЬ МИРОВОЙ ЕДЫ

Посетили: около 30 000 человек
Сад «Эрмитаж», 18­–19 июня 
Маркетология: 8 ярмарок выходного дня. Изображение № 1.

Фестиваль мировой еды прошел в Москве в первый раз. На два дня сад «Эрмитаж» разделили на несколько тематических зон — «Южная и Северная Америка», «Европа», «Азия» и «Африка» — и постарались воссоздать в каждой из них атмосферу континента, с декорациями, танцами, музыкой и национальными развлечениями. 23 московских ресторана и кафе специально для посетителей готовили блюда разных национальных кухонь: фахитос, бургеры, брускетты, дим-самы, хумус. А главные редакторы журналов «Вокруг света» и «Первое, второе, третье» проводили мастер-классы по приготовлению коктейлей и летних супов.

 
 Маркетология: 8 ярмарок выходного дня. Изображение № 2.
Цены:
Нью-Йоркский капкейк — 200 р.
Нормандский тарт
с абрикосом — 1 500 р.
Азиатский салат с уткой — 195 р.

Маркетология: 8 ярмарок выходного дня. Изображение № 3.

 

Светлана Колосницына, PR-менеджер журнала «Вокруг света»«Идея сделать фестиваль еды родилась после запуска издательским домом журнала о гастрономических путешествиях „Первое, второе, третье“. „Вокруг Света“ решил отпраздновать таким мероприятием свой юбилей — 150-летие. Вдохновившись количеством людей, которые посетили фестиваль, мы решили сделать его ежегодным. Типичный посетитель фестиваля — это городской житель, заинтересованный в путешествиях и гастрономии. Вообще, мы были приятно удивлены количеством приятных и красивых лиц на фестивале. Маркеты — это не только возможность совершить покупку, но и интересное времяпрепровождение, социализация и яркие впечатления. В Европе маркеты выходного дня давно стали частью культуры. Похоже, москвичи приходят к тому же».


Организация мероприятия, по словам создателей фестиваля, дорогостоящая и заняла около полугода. Ей занималось около десяти человек от издательства и привлекалось event-агентство. Провести фестиваль в первый раз помогла репутация журнала «Вокруг Света». В этом году мероприятие не окупилось, но его создатели не ставили себе такой задачи.

СЕЗОННЫЙ ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ РЫНОК «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЕДЫ»

Посетили: около 10 000 человек (вместе с фестивалем Seasons)
Дизайн-завод «Флакон», 28–29 мая 
Маркетология: 8 ярмарок выходного дня. Изображение № 4.

В рамках фестиваля Seasons впервые прошел сезонный гастрономический рынок «Теория и практика еды», на котором можно было купить свежие продукты от крупных агропромышленных комплексов России, фермерских объединений, частных хозяйств и компаний, специализирующихся на экопродукции. Всю приобретенную еду можно было тут же приготовить на открытом гриле. Помимо зоны с рынком, на ярмарке действовал лекторий и детская зона. В формате лекций и мастер-классов посетителям рассказывали о правильном питании и экопродуктах. Проект был частью фестиваля, попасть на который можно было, купив входной билет. За это гости получали масштабную бесплатную программу внутри, в том числе и гастрономический рынок. 

 
Маркетология: 8 ярмарок выходного дня. Изображение № 5.
Цены: 
Камчатские устрицы —
600 р. за 1 кг.
Свежие камчатские крабы — 300 р. за клешню. 
Гребешки — 100 р.
за 1 шт.

Маркетология: 8 ярмарок выходного дня. Изображение № 6.

 

Анна Бичевская, куратор проекта: «Так как мероприятие проходило впервые, производителей было немного, некоторые не поняли формата. Однако после фестиваля многие просили включить их в список участников на следующий год. Организуя такие гастрономические рынки, мы развиваем культуру осознанного потребления. Не все овощи, как говорят, одинаково полезны. Важно знать, откуда этот овощ появился, кто его вырастил и в каких условиях. Осознанность — это новый тренд. Всё больше и больше людей стремятся осознанно относиться к своей жизни. Еще активно развивается движение DIY (Do It Yourself). На мой взгляд, многие люди уже немного наелись однотипным ресторанным форматом и стараются готовить что-то самостоятельно. История с сезонной локальной едой уже лет двадцать активно развивается на Западе. Свежая клубника зимой — это замечательно, конечно, но только это не здоровое питание. Для того чтобы всё это развивать у нас, надо делать подобные мероприятия чаще. У нас есть некоторые планы, сейчас думаем о том, какой формат выбрать».


Организация мероприятия заняла около трёх месяцев. По словам создателей, первый раз такие маркеты не окупаются, а в этот раз они ушли в минус. 

«ЛАВКА. ФЕРМЕРСКИЙ РЫНОК»

«Стрелка», 3 июля
Маркетология: 8 ярмарок выходного дня. Изображение № 7.

Рынок выходного дня скоро пройдёт на «Стрелке». Здесь можно будет купить мясо, рыбу, бакалею и молочные продукты от двадцати российских фермеров. 
Развлекать публику организаторы будут «Зоопарком сельскохозяйственных животных» (гуси, куры, перепёлки и другие птицы, бегающие в загоне) и зоной приготовления блюд, где 5 шеф-поваров приготовят купленные на фермерском рынке продукты. Максим Сырников отвечает за традиционные русские блюда, а создатели «Лавки» собираются жарить бургеры и стейки на открытом огне. Если Москва будет готова к такому формату и придёт достаточное количество людей (3–5 тысяч человек), то рынок станет постоянной воскресной фермерской ярмаркой в центре Москвы.  


 
Маркетология: 8 ярмарок выходного дня. Изображение № 8.
Цены:
Козий сыр на лимонной закваске — 1 250 р.
за 1 кг.
Гусь — 800 р. за 1 кг. Черемша — 200 р.
за 1 шт.
На ярмарке можно торговаться.

Маркетология: 8 ярмарок выходного дня. Изображение № 9.

 

Борис Акимов, один из создателей фермерского проекта «Лавка»«Идея создания фермерского рынка родилась через увлечение гастрономией. Мы пришли к пониманию того, что вкусный и здоровый продукт мы можем получить только если он будет на 100 % честным. Мы должны знать, откуда он появился и какие технологии использовались. Мы противопоставляем современным московским рынкам, где царят серые схемы, обман и где одинаковыми продуктами с базы торгуют перекупщики, цивилизованный рынок, где сами фермеры продают свою продукцию. Мы лично посещаем фермы и расспрашиваем их владельцев о кормах и удобрениях, так что покупатели почти на сто процентов могут быть уверены в том, что человек, который стоит за прилавком, сам вырастил этих кур, эту репу или чеснок. 
Наш типичный посетитель — это городской житель, который стал задумываться о качестве своей жизни. Он задумывается о собственном здоровье, об экологии и об ответственности перед обществом, в котором живет. У любого действия есть свои последствия. Можно купить говяжью вырезку, которая была при помощи взяток в размороженном виде привезена из Бразилии в Беларусь, где с нее срезали бразильский штамп, поставили белорусский и продали в Москве как парное белорусское мясо, перебивая сбыт воронежских или липецких фермеров. Или можно купить качественный продукт. Он будет дороже, но вы знаете, за что платите и, кроме того, запускаете цепочку положительных явлений, так как изготовитель получает деньги и начинает развивать собственное хозяйство»


Организация фермерского рынка заняла около 3 месяцев. Не считая фермеров и студентов «Стрелки», которые совместно с преподавателями разработали дизайн-концепцию предстоящего события, созданием рынка занималось семь человек. «Лавка» сделает наценку, которая составляет от 30 до 50 % от фермерской цены, и сама платит за аренду. В будущем организаторы планируют убрать наценку, чтобы на ярмарку приезжали фермеры и продавали свою продукцию по той цене, которую считают нужной. Если эксперимент пройдет удачно, то организаторы смогут привлечь информационных партнеров и спонсоров, ввести небольшую абонентскую плату для участников и полностью отказаться от наценки.


ВЕЩИ

 

SUNDAY UP MARKET

Посетители: около 10 000 человек
ТЦ «Атриум», 26–27 ноября 
Маркетология: 8 ярмарок выходного дня. Изображение № 10.

У одного из родоначальников формата рынка выходного дня проекта Sunday Up Market в феврале в универмаге «Цветной» открылся магазин, однако организаторы не намерены полностью отказываться от фестивалей. Последний состоялся в конце мая в Ростове-на-Дону, а в Москве фестиваль проходил в ноябре 2010-го на двух площадках ТЦ «Атриум». На два дня парковка торгового центра превратилась в модный фестиваль, где, помимо известных русских дизайнеров и многообещающих новичков, гостей ждали диджеи, бранчи, бьюти-зона, выставка работ молодых модельеров, съёмка луков, лекции по модельному бизнесу, кино, связанное с модой, и различные воркшопы.  

 
Маркетология: 8 ярмарок выходного дня. Изображение № 11.
Цены:
Брюки I am — 3 500 р. 
Юбка Mooning — 4 200 р.
Топ Chillife — 980 р.

Маркетология: 8 ярмарок выходного дня. Изображение № 12.

 

Мария Бергельсон, автор идеи и главный продюсер Sunday Up Market: «Наш проект был задуман как стартовая площадка для молодых дизайнеров и малоизвестных брендов. Мы даём им возможность быть узнанными и продаваться. Кроме того, мы хотели развивать культуру потребления в России. В то время, когда мы появились, русская мода была в достаточно депрессивном состоянии. Был дефицит интересных торговых площадок. Люди искали какую-то альтернативу.
Наша аудитория — это, во-первых, opinion-лидеры, хипстеры и студенты, во-вторых, фэшн-фолловеры с высокой покупательной способностью и приверженцы бренда Sunday Up Market.
Формат рынка выходного дня — это яркая альтернатива торговым центрам, рынкам и маленьким шоу-румам. Конкуренция таких мероприятий очень высокая, что заставляет организаторов делать очень качественные проекты».


Организацией ежемесячного маркета, по словам создателей, занималась команда из пяти человек. На организацию фестиваля с обширной программой уходит примерно три месяца с командой около двадцати человек.  

 

«ЛЕ ПИКНИК»

Посетили: 2 000–2 500 человек
дизайн-завод «Флакон», 21 мая 
Маркетология: 8 ярмарок выходного дня. Изображение № 13.

«Ле Пикник» традиционно проходит на дизайн-заводе «Флакон». Организаторы ориентируются на европейские домашние open-air фестивали. Среди участников есть частники с секонд-хендом, молодые дизайнеры, шоу-румы и магазины. Организаторы делают игровую и пикниковую зону, фудкорт с домашней едой, ставят столы для пинг-понга, кикера и проводят выставки знакомых фотографов и художников. Все это под музыку приглашенных диджеев.

 
Маркетология: 8 ярмарок выходного дня. Изображение № 14.
Цены: 
Женские брюки Paul Smith — 400 р.
Самовар — 100 р. 
Playboy середины прошлого века — 2 000 р.

Маркетология: 8 ярмарок выходного дня. Изображение № 15.


Ксения Кушнаренко, организатор маркетов«Делаю, потому что болею этим. Начала в 2009 и уже не могу остановиться, жутко затягивает. Видишь то, что есть, и хочется все время сделать лучше. Даже не соревнование с коллегами, а соревнование с собой. Мой типичный посетитель — «МММ»: молодой, модный, мутный. Если серьезно, разный народ бывает: от 30-летнего мультипликатора до деда с внуком, от студента до издателя. Почему последнее время в Москве так много рынков? Как раз недавно шутили на эту тему: фотографы наигрались в диджеев и пошли клепать маркеты. Стандартная история: о, мы же тоже так можем. Схема-то простая, только не у всех стреляет. Опять же, у кажого своя ниша: есть хиппи-маркеты, есть хипстер-маркеты, есть рынки на коленке, придуманные со скуки за выходные, есть дорогие и красивые истории типа маркета пикника „Афиши“, со спецзастройкой и тщательнейшим отбором участников. Тут еще такой момент: существует перенасыщение рынка хендмейдеров, шоу-румов и интернет-магазинов. Сейчас кинь камень — попадешь во владелицу своего маленького стора или шопа где-нибудь на „Тумблере“. Всё это барахло — плохое или классное — нужно куда-то сливать. Для этого мы и есть друг для друга, как винтик и шпунтик. Как та ярмарка Винт & Шпунт — очень правильное название».


Организация мероприятия занимает около месяца, если меньше, то есть шанс, что что-то сорвётся. Организаторы говорят, что мероприятие окупается, но постепенно. Первый маркет прошел в убыток, второй — в ноль, третий — в плюс. Сегодня «Ле Пикник» может быть надежным источником дохода, главное — договориться о цене аренды. Но организаторы отмечают, что сейчас многие проекты проходят на дружественных площадках.

   

 «ЛАМБАДА-МАРКЕТ»

Посетили: около 5 000 человек
«Стрелка», 29 мая  
Маркетология: 8 ярмарок выходного дня. Изображение № 16.

Раз в сезон на одной из московских площадок проходит ярмарка «Ламбада». Последний весенне-летний маркет проводили на «Стрелке», там можно было найти одежду, обувь, аксессуары, предметы интерьера и еду. Организаторы сами отбирают участников для «Ламбада-маркета», однако практически каждый человек, который вовремя напишет заявку, может продавать свои вещи. Как правило, треть участников — это дизайнеры и шоу-румы, остальные — частные лица. У покупателей таким образом образуется выбор: чиносы за десять тысяч или пионерский значок за два рубля. 
С активностями организаторы стараются не переборщить: лекций и мастер-классов не делают. Однако на последнем маркете состоялся бесплатный концерт дочки Стинга, Коко Самнер (группа I Blame Coco), которую привезли Topshop.

 
Маркетология: 8 ярмарок выходного дня. Изображение № 17.
Цены: 
Стакан Pimm’s – 150 р.
Босоножки Gucci — 1 500 р.
Платье из Таиланда —
700 р.
Свитшот 80-х годов с утятами — 500 р.
Паштет из кроличьей печени с коньяком FOOD & FOOD — 200 р.

Маркетология: 8 ярмарок выходного дня. Изображение № 18.

 

Елена Камай, куратор проекта«Для меня важно сделать мероприятие, которое было бы весёлым, добрым, полезным и расслабленным одновременно. Не побоюсь громких слов, но на „Ламбаде“ собирается самая модная, веселая и во всех отношениях правильная аудитория. За всё существование — никаких инцидентов, хотя в последний раз на „Стрелке“ был зубодробительный Pimm’s, с которого все мгновенно улетали. Мы специально не делаем сильной коммерческой составляющей. Для меня принципиально важно не идти у кого бы то ни было на поводу и сохранить дух улицы, немного пижонско-хулиганский. „Ламбада“ должна быть очень простой и доступной, как народный бразильский танец. 
Типичные посетители „Ламбады“ — это студенты, молодые специалисты, представители творческих профессий, двадцати-тридцати лет. Абсолютно разные, на самом деле, люди приходят. От стара до млада: и дети, и подростки, и взрослые, и бабушки с дедушками. 
Уверена, что для двенадцатимиллионного города, в котором я живу, десять или сколько там маркетов, которые существуют, — это ничтожно мало. Проблема в какой-то степени и в том, что аудитории тоже немного. Это не значит, что в маркетах нет потребности, просто многие о них даже не знают. Ходят в основном одни и те же люди. А мы скромными силами стараемся эту аудиторию расширить. На последнее мероприятие пришло пять тысяч человек. Это неплохо, но было бы здорово, если бы „Ламбада“ проходила не раз в семестр, а чаще и на своём постоянном месте в центре города
».


Организация маркета занимает 2–3 месяца. Ребята работают в небольшой команде: дизайнер, технический директор, менеджер и несколько добровольцев для работы на мероприятии. Иногда площадку для организации маркетов им предоставляют безвозмездно, иногда приходится платить. Организаторы «Ламбады» зарабатывают пока ровно столько, чтобы окупить два месяца работы, хотели бы зарабатывать больше, но ни в коем случае не понижая качество мероприятия и не отходя от его основной идеи.


«АРТБАЗАР» НА «ВИНЗАВОДЕ»

Посетили: около 5 000 за выходные
«Винзавод» 18–19 июня (летом проводится примерно раз в 3 недели)
Маркетология: 8 ярмарок выходного дня. Изображение № 19.

Организаторы «Артбазара» вдохновлялись лондонской традицией маркетов. Здесь есть представительства шоу-румов, жж-сообществ и тех, кто коллекционирует и продаёт разные мелочи для дома. Участники зачастую раскладывают товар на бочках, фанере или газетках. Приобрести можно хенд-мейд одежду, аксессуары, дизайнерские вещи, антиквариат с историей, старые виниловые пластинки, книги, марки или значки.

 
Маркетология: 8 ярмарок выходного дня. Изображение № 20.
Цены
:
Кукла авторская, Pinky Winky — 1 000 р.
Брошка ситцевая, галерея «Бабушка» — 200 р. 

Маркетология: 8 ярмарок выходного дня. Изображение № 21.

 

Марина Цурцумия, создатель «Цурцум кафе» и автор идеи арт-базара«Организаторам хотелось создать добрую традицию приятного времяпрепровождения, так в Зелёном ангаре на „Винзаводе“ появился блошиный рынок, близкий по духу английскому Camden Garden, где можно найти самые разные предметы, где винтажная одежда соседствует с дизайнерской, еда — с антиквариатом. Участники подбираются по принципу „что понравится организаторам“. К нам может прийти кто угодно, главное, чтобы человек был хороший. Чуть-чуть интеллектуал, чуть-чуть модник, чуть-чуть искатель».


Организация занимает две недели. Окупаемость организаторы не выносят в приоритеты, говоря, что базар делают ради удовольствия, так как сами любят искать антиквариат.


FREE

 

БЕСПЛАТНАЯ ЯРМАРКА

Посетили: около 400 человек
Парк Горького, 19 июня
Маркетология: 8 ярмарок выходного дня. Изображение № 22.

Бесплатная ярмарка прошла в парке Горького в середине июня. Участники могли принести всё, что им хочется, от одежды до предметов интерьера, однако вещи должны были быть не совсем старыми и, конечно, чистыми. Люди здесь отдают всё бесплатно, главная идея мероприятия — обменяться тем, что не нужно. При этом не обязательно быть участником, чтобы что-то забрать. Помимо самого маркета, организаторы проводят мастер-классы по изготовлению украшений или росписи посуды, лекции по созданию бесплатной прессы, по разработке приложений для безвозмездного обмена услугами в соцсетях, консультации по сортировке мусора и играют в настольные и подвижные игры, например, шахматы и фрисби. Интересная деталь — бесплатный маркет нередко приглашает к участию парикмахеров, массажистов или татуировщиков.

 
Маркетология: 8 ярмарок выходного дня. Изображение № 23.
Цены: 
Две пары серёжек в виде звёзд, белая ваза с изображением вестибюля и надписью «Метро Ленинграда», итальянская книга «Ошибки родителей»,
международный сборник статей по альтерглобализму 
всё бесплатно 

Маркетология: 8 ярмарок выходного дня. Изображение № 24.

 

Светлана Потякина, соорганизатор: «Бесплатными ярмарками мы пропагандируем доступную всем практику осмысленного потребления и разумного расходования ресурсов. Наша жизнь не становится менее комфортной, если использовать вещи, у которых есть запас прочности. Передавать вещи из рук в руки — это нормально. Те, кто уверяет нас в обратном, или хотят побольше заработать, производя вещи и оказывая услуги, или ленятся отказаться от расточительных для ресурсов планеты привычек, или же не задумываются об этом в принципе. Для нас особенно ценно, что на фримаркете могут встретиться две дамы средних лет и пара подростков с волосами пяти цветов, обменяться любезностями и отправиться играть вместе в „Дженгу“. В лектории могут сменять друг друга профессор из МГУ, разработчик бесплатного ПО и юная девочка-доброволец. Мне кажется, сейчас не так много мест, где люди в оранжевых робах могут почувствовать себя такими же гостями, как и молодые люди в Ray-Ban. Люди хотят принадлежать к чему-то большему. Горожане любят всякие сходки, события, праздники, особенно если это рождает определенную традицию: какое-то поведение, какое-то ожидание, какие-то стандарты. Тогда уже можно рассуждать, как в настоящем мегаполисе: то-то испортилось, а это стало лучше. На маркет идут потусить. Думаю, дальше всё будет отходить от собственно торговли и превращаться в настоящие общественные события. И в Москве станет приятней, как в лучших городах Европы».


Организация мероприятия занимает пару недель, но о площадке договариваются за месяц до события.