В выходные ушел из жизни основатель шведской компании IKEA Ингвар Кампрад, которому удалось войти в дом почти каждого горожанина с рейлами для одежды, табуретками и светильниками. The Village спросил у дизайнеров и предпринимателей о том, как компания Кампрада повлияла на жизнь, интерьеры и бизнес.

Комфорт и тефтельки


Ольга Василькова

арт-директор и сооснователь студии графического и шрифтового дизайна Letterhead

Думаю, жизнь рядом с IKEA не всегда позволяет нам оценить то, что создал Ингвар Кампрад, потому что большое видится на расстоянии. Это место, где связь с высшими силами дизайна (ну, вдруг вам хочется с ними поговорить) ощущается сразу, как только порог переступишь: здесь все продумано, просто и хорошо.

Магазины IKEA — пример того, как можно быть ненавязчивым, но очень удобным, как уважать чужие границы. Загадка, почему продавцы в разных местах все еще произносят фразу «могу ли я вам помочь?», и это в мире, где Кампрад давно показал, как сделать магазин комфортным и продающим, не хватая покупателя за фалды. IKEA — это дизайн разумного и эстетичного образа жизни. Спокойствие, порядок, обустроенный мир и любовь. И тефтельки.


Подход к каждому

Анна Цфасман

генеральный директор международной сети кофеен «Даблби»

Кампрад для всех стал примером бизнесмена, который во главу угла ставит не сиюминутное извлечение прибыли, а долгосрочное стратегическое развитие. Безусловно, его бизнес является очень прибыльным. Своим примером он мотивировал работников своей компании. Мне кажется, уже за эти качества ему можно быть благодарным, потому что сейчас большое количество людей поменяло свои взгляды на то, каким должен быть бизнесмен, миллиардер и что значит руководить глобальной международной компанией.

В наших кофейнях часть интерьера была куплена в IKEA. Мебель, элементы декора оттуда — это всегда стиль, хорошее качество, приемлемая цена. Если говорить о концепции, как Ингвар Кампрад построил магазин, как построил нишу и к чему пришел, то этот человек нашел подход к каждому клиенту, поэтому в IKEA можно увидеть совершенно разных людей, с разным достатком и разными требованиями.

Конечно, IKEA также много дала нам в плане маркетинга и клиентоориентированности. Реклама, концепция магазина, каталоги — это пример того, как действительно нужно работать с потребителями.


Эффект IKEA

Анна и Михаил Кошелевы

дизайнеры, happystation.ru

Переоценить влияние IKEA на нашу жизнь сложно, а вот недооценить легко.

 Эффект IKEA. В маркетинге даже есть такой термин. Суть его заключается в том, что люди начинают выше ценить мебель, которую частично сделали сами, чем мебель, которую они просто купили. По сути, IKEA изобрела недоделанную мебель. Но весь процесс покупки и сборки упакован в такую очаровательную смесь маркетинга, аккуратности и чувства юмора, что устоять сложно.

 Дизайн. IKEA использует 1 % всей древесины, произведенной в мире. В России она вообще узурпировала явление «скандинавский дизайн». Даже в некоторых спорах с дизайнерами мы понимаем, что для многих все, что с белыми стенами, — сразу скандинавский дизайн. Правда, IKEA сделала одеяла и пододеяльники на десять сантиметров короче, чем принято, чтобы вы не могли ими пользоваться с чужими товарами.

 Удобство. Некоторые вещи в России в нашем быту появились именно благодаря IKEA. Мы с Аней как-то встретили в Америке удобнейшие полиэтиленовые пакетики с застежкой, которые назывались zip bag. Суть в том, что благодаря двойной застежке пакетик позволяет сохранять продукты в холодильнике. Еще были сетки-маслоуловители для сковородок, открывалки для всех типов банок, липкая лента для чистки одежды — все то, что вряд ли изобрела IKEA, но в Россию больше никто импортировать не стал.

 Социальная ответственность. IKEA локализует производство в странах, где открывает свои магазины, давая рабочие места и показывая, как вообще надо и можно работать. Это вызывает огромное уважение. А в случае с Россией IKEA отказалась давать взятки администрации городов за подключение к коммунальным сетям, установив генераторы. Надо сказать, что история с открытием бизнеса в России для компании оказалась настолько грустной, что, увы, на несколько лет IKEA остановила развитие в нашей стране, породив мебельный туризм.


Такое же, но свое

Мария Оганесян

руководитель отдела дизайна сервиса Flatplan

Современный дизайн все больше тяготеет к лаконичности и простоте форм, натуральным отделочным материалам и многим другим элементам, свойственным скандинавскому стилю. И, возможно, IKEA сыграла не последнюю роль в формировании этих трендов: ведь именно этот мебельный гигант сделал классические ценности скандинавского дизайна доступными каждому.

Одна из причин популярности IKEA — это готовые интерьерные решения, представленные на стендах. Покупать то же самое необязательно, зато можно вдохновиться концепцией. Не думаем, что популярность IKEA привела к появлению одинаковых интерьеров повсюду. Все предметы можно обыгрывать и комбинировать по-разному, формируя уникальный стиль своего дома.

Мы часто используем в своих проектах мебель IKEA, сочетая ее с другими дизайнерскими предметами — так рождаются действительно интересные и оригинальные интерьеры.


В подготовке материала участвовали Мария Шаталина и Елена Верещагина.


ОБЛОЖКА: Stig Alenas — stock.adobe.com