В 2015 году, в свой день рождения Михаил Лотоцкий понял, что больше не хочет работать в рамках правил чужого предприятия и задумался о своем проекте. Сменив устоявшуюся жизнь в Хабаровске на возможность реализации во Владивостоке, в марте 2016 года он открыл первый на Дальнем Востоке автосервис самообслуживания «Сова». Спустя два года у компании уже есть франчайзи-партнер на Сахалине и большие планы на будущее. Основатель «Совы» рассказал «The Village Владивосток» об истории современной мастерской, где несложно самому ремонтировать свою машину.

Текст

Ксения Спирина

Фотографии

Артур Мигдальский

От рекламного агентства к цифровой типографии

Сейчас мне 33 года, а первый бизнес у нас с товарищем появился в 19 лет. Тогда в Комсомольске-на-Амуре мы открыли рекламное агентство. После этого был разный опыт, в том числе, и в государственных организациях.

В 2009 году я приехал во Владивосток, чтобы помогать в запуске типографии DST-Media. Тогда началась моя деятельность как менеджера по старту предприятия «с нуля». Позже запускал цифровые типографии во Владивостоке, Хабаровске, Находке и Комсомольске-на-Амуре. Всё это дало хороший опыт в том, как предприятие должно работать, в ценообразовании, поставках и найме сотрудников.

Как появился автосервис самообслуживания

Идея об автосервисе возникла давно. В 2013 году я купил старенькую Honda Civic Ferio, которая вскоре потребовала ремонта. Один из хабаровских сервис-центров насчитал у нее огромное количество неисправностей с соответствующим ценником. Тогда я принял решение исправить всё сам, тем более, что я — дипломированный инженер. Да и опыт работы с машинами уже был, не раз собирал их сам.

Проблема состояла лишь в отсутствии специального инструмента. Помог посетитель автомагазина, у которого был свой сервис: он предложил за 500 рублей ремонтироваться с инструментом у него. Позже я продолжал заниматься машиной уже в другом сервисе на аналогичных условиях. И понял, что из подобной услуги можно организовать свое дело. Идея подтвердилась после расспросов коллег и знакомых, многим был важен ремонт в комфортных условиях и без лишних трат.

Час ремонта за 350 рублей

До того самого дня рождения в 2015 году я работал в крупной организации. Подчиняться чужим и не всегда понятным мне правилам хотелось всё меньше, пора было что-то менять. Во Владивосток я приехал с двумя бизнес-идеями: автосервиса самообслуживания и мастерской по изготовлению мебели из фанеры. В процессе проработки проектов осталась только первая, как наиболее привлекательная. За полтора месяца я разработал презентацию для потенциального инвестора.

Идея приглянулась руководителю технохолдинга «Сумотори» и началась разработка экономической модели будущего предприятия, для понимания эффективности инвестиций. Позже были придуманы логотип и название «Сова» — аббревиатура от фразы «СамоОбслуживание Вашего Автомобиля».

Потом мы нашли помещение под аренду, а с января 2016 года занялись обустройством. Всё, что можно, сделали своими руками. Со специалистами только покрасили стены, установили пневмолинию и подъемники. Закупили инструмент и оборудование. 20 марта 2016 года состоялось техническое открытие. До сих пор мы работаем на первоначальных условиях: час ремонта стоит 350 рублей. За эти деньги можно пользоваться всем инструментом и подъемниками, а при необходимости — заказать запчасти или купить расходный материал в нашем магазине.

Кто работает в «Сове»

Первые полгода я работал один: наблюдал за процессом, оттачивал нюансы, подбирал удобный график работы и постоянно общался с клиентами. Сейчас одновременно в «боксе» находится двое человек из команды: дежурный механик для помощи клиентам и руководитель.

Со временем у меня появился партнер по торговому направлению — Аркадий Романчук. Это человек, который умеет сам ставить себе задачи, мы сотрудничаем уже полтора года. Очень важно доверять тому, с кем делаешь общее дело, и не лезть в его сферу. Но при этом важно осознавать, что вы понимаете процесс работы одинаково.

70 % клиентов через онлайн-запись

Я много времени отдал рекламному бизнесу и понимал, что классическая реклама стоит больших денег. Мы пробовали размещение на телевидении и в кино, но очень быстро от этого ушли. Сейчас стараемся использовать бесплатные источники — социальные сети и отзывы клиентов. Лучше всего работает то, что говорят о тебе люди, а у нас 99 % положительной обратной связи.

Интернет-сайт для бизнеса очень важен. Через него можно подробнее узнать об услугах и инструментах, попасть в наши соцсети, а главное — записаться на посещение. Посредством онлайн-записи к нам попадает 70 % клиентов, это сильно облегчает жизнь и дежурному механику, и автолюбителям. Еще онлайн-система позволяет отслеживать поток клиентов. Сейчас зарегистрировано около 1 700 человек, на которых приходится 7 000 посещений.

Ремонтировать машину самому несложно

Для нас время — фактор риска. Ремонт одного клиента может затянуться, а время записи другого из-за этого сдвинется. Поэтому есть процент недовольных. Хотя мы стараемся вовремя разрешать такие ситуации и приходить к взаимопониманию с людьми. Ведь каждый может оказаться на месте опаздывающего.

Главное для «Совы» — сформировать осознание того, что ремонтировать машину несложно. Ведь есть большое число ресурсов по самообучению, а специализированное помещение мы предоставляем. Многие интересуется автомобилями, и теперь им есть, где собираться вместе. И не стоит думать, что это удел только мужчин, к нам приезжают и девушки.

Сейчас мы одни на Дальнем Востоке работаем в таком формате, и определенно есть куда расти. Постоянно приходят новые водители, еще мы помогаем профессиональным автомеханикам — система максимально доступна для каждого.

Наш продукт пользуется популярностью, поэтому мы развиваем франшизу. Мы изначально максимально четко продумали финансовые, технические и юридические аспекты работы, прошли регистрацию товарного знака. Наша задача — создать сильную сеть, поэтому своим потенциальным франчайзи сразу предлагаем готовый пакет за 100 000 рублей. Это ускоряет процесс входа в бизнес, что подтверждает пример с Сахалином. В ноябре 2017 года там открылась первая франшиза «Совы», в автокомплексе «Гараж 65».

Материал подготовлен при поддержке