H&F выбрал отрывки из интервью Скотта Бельски и Матиаса Кореа, совладельцев сервиса для дизайнеров-фрилансеров Behance.net. В 2005 году Бельски работал в инвестбанке Goldman Sachs, а Кореа был студентом третьего курса — оба оторвались от учёбы, чтобы корпеть над онлайн-платформой Behance.net, позволяющей дизайнерам делиться своими работами и находить заказчиков. Ни один из них до этого не участвовал в создании сайтов. Спустя три года их бизнес стал приносить десятки миллионов долларов в год.

 

Энрике Аллен «Дизайнеры-предприниматели». Изображение № 1.

 

 

Энрике АЛЛЕН

Сооcнователь фонда Designer Fund, бизнес-акселератора 500 Startups, основатель компании Venrock

Начало

Для нас обоих это был экспериментальный проект. На протяжении восьми месяцев мы каждый день встречались после девяти вечера, заказывали тайскую еду, бутылку вина и сидели до ночи, обсуждая проект. Важно вкладывать в дело какие-то ресурсы, и вот нашим вкладом было время. Целый год мы работали без зарплаты. Потом наняли программистов. На запуск мы потратили $60 000, которые собрали по друзьям и близким. И впервые в жизни залезли в кредитный долг. Когда начинаешь бизнес, ты должен верить, что делаешь что-то очень важное, чтобы тебя эта мысль поддерживала. И конечно, когда работаешь на себя, сил и готовности идти на риск всегда больше. Поэтому всегда удивительно, когда нас спрашивают про планы выхода из компании. Это бессмысленно: зачем делать что-то большое и любимое, если потом планируешь это бросить?

ДНК команды

У каждого из нас была своя специализация, но спустя какое-то время мы все превратились в предпринимателей. Когда ты молод, то думаешь только о себе и своих работах, с пеной у рта защищаешь свои идеи. Становясь старше и начиная работать в команде людей, которые во многом умнее тебя, понимаешь, что вместе вы можете сделать лучший продукт, нежели врозь. 

 

 

 

Мы пришли из разных сфер и до нашей встречи не понимали, как сильны мы будем вместе.

 

 

 

Все наши главные прорывные идеи связаны именно с нашим сотрудничеством. Не было ни одной вещи, которая бы делалась без участия и обсуждения всех основателей. Важно, чтобы дизайнер и программист были среди основателей, а не обычными нанятыми сотрудниками. Это наш главный совет начинающим: если вы аутсорсите дизайн или технологию, это влияет на ДНК вашего бизнеса. ДНК нашей компании — это производная от тех людей, которые стояли в основании Behance.net.

Дизайн

Мы изначально были дизайноцентричным бизнесом. Дизайн был основным продуктом, главным месседжем бренда, коммуникаций, бизнес-модели. Всё, что мы делали, должно было пройти через дизайн. Самое первое наше общее дело было создание логотипа. Мы сидели над ним неделю, и Матиас объяснял всем, что такое Helvetica, кёрнинг и почему типографика — это зерно будущей компании. 

Большинство технологических компаний начинают с обсуждения кода. Мы же всегда ставили знак равенства между продуктом и брендом. Это забавно, но в течение всего 2005 года у нас не было даже примерного плана технологической и бизнесовой стороны нашего проекта. Мы чувствовали себя студентами, которые сами себя учат тому, что такое продукт. Поэтому создание продукта заняло у нас столько лет.   

Главная причина, по которой дизайнеры боятся создавать свои компании, — это миф о том, что создание продукта подразумевает опыт и успешный бэкграунд. На самом деле эта концепция не учитывает способность людей к обучению и пониманию новых вещей.

 

 

 

Предпринимательство — это балансирование между вещами, которые ты знаешь, и делами,
в которых тебе нужна помощь.

 

 

 

Так, например, ни один из нас не делал веб-сайты, но мы знали, что процесс создания чего-то нового, в принципе, всегда одинаков. Например, тебе нужно написать книгу. Сколько ежедневно издаётся разных книг? Твоя задача ответить на другой вопрос: как я могу пересоздать книгу заново? Здесь то же самое. 

Важно понимать, чего именно ты не знаешь, и уважать людей, которые пришли в компанию, чтобы дополнить тебя. Так, например, когда мы нашли программистов, мы предложили им стать основателями наравне с нами. Многие предприниматели настолько наивны, что хотят сделать всё самостоятельно, недооценивают роль дизайнеров и технарей и не хотят ни с кем делиться долей компании. В итоге из-за их жадности их прекрасные идеи не материализуются. 

Ошибки

Мы совершили все возможные ошибки. Самая крупная — желание добавить как можно больше функций в продукт. Изначально их у нас было 50-60, ведь мы так хотели всем угодить. Сейчас, анализируя статистику использования, мы постоянно отказываемся от лишних функций. Уж лучше мы обидим пару пользователей, зато сделаем сайт удобным и простым для всех остальных. Проблема многофункциональности в том, что посетитель сайта просто не понимает, что на нём главное и что ему на нём делать. 

Вторая ошибка — мы слишком хотели быть уникальными. Поэтому выдумывали странные подзаголовки: называли сферы, в которых работают пользователи, полями (realms), а сообщества — творческими кругами. И те, кто заходил на сайт, думали: что это значит? Поэтому иногда стоит отказаться от оригинальничанья и использовать общеупотребимые выражения, так всем будет легче жить.   

Третья наша ошибка — желание всё сколотить самостоятельно. Каждый крохотный плагин у нас на сайте написан с нуля. Мы тогда были не образованны по технической части и не знали, что другие пишут плагины лучше и быстрее. Наш совет: использование уже существующих технологий ускоряет процесс разработки и делает продукт более качественным.

Скачать первый том книги можно здесь