H&F штудирует одну полезную книгу о бизнесе и представляет наиболее запомнившиеся отрывки. В этот раз мы прочитали книгу создателя крупнейшего дистрибьютора Apple в России ECS Group Евгения Бутмана и узнали о том, как строился бизнес в 1990-е. 

 

 

Евгений БУТМАН

Основатель группы компаний ECS
(дистрибьютор Apple в России)
и сети магазинов re:Store.

Про уловки конкурентов

Наши главные конкуренты из «Валтекса» действительно были умные и предприимчивые ребята. Компания, в которой они работали, располагалась в Калифорнии. В российском же офисе работали три-четыре человека, и они долгое время переигрывали «Интермикро» со всеми её ресурсами. Здесь, в России, они говорили клиентам: «Сходите в „Интермикро“, объясните вашу задачу, пусть напишут спецификацию, они это хорошо делают, а потом приносите её нам, мы всё поставим дешевле и быстрее». Потом отправляли составленную нами спецификацию в Америку, там их офис закупал по самым низким «американским» ценам оборудование, в течение недели формировал контейнер и отправлял его в Россию самолётом. В результате цены у «Валтекса» были на 25% ниже наших, срок доставки составлял две-три недели против наших трёх месяцев, потому что мы имели право закупаться только у европейского подразделения Apple, у которого цены были существенно выше американских, а поставки, мягко говоря, нерегулярными. То есть мы проигрывали и по ценам, и по срокам доставки. Поэтому «Валтекс» выиграл у нас, например, в 1991 году первый этап автоматизации «Аргументов и фактов».

Про холодильники
и предпринимательский дух

Но тогда же, в 1991-м, случилась неприятность с конвертацией — тогда действовала сложная система, некий банк должен был собирать огромный пул, чтобы перевести рубли в доллары. Произошла какая-то афера, а в результате курс вдруг с 45 рублей скакнул до 90. Дилеры остались с рублями заказчиков, которые теперь стоили вдвое дешевле, и каждый решал эту проблему по-своему. «Интермикро» ответила клиентам, что не может выполнить заказ, и вернула деньги, вызвав тем самым страшные скандалы.