СЕО и основатель рекрутинговой компании HireArt Элли Шареф подбирает персонал для стартапов. По её наблюдениям, часто люди быстро увольняются из новых проектов, так как не смогли влиться в коллектив и привыкнуть к новому ритму жизни. Причина: работа в стартапе отличается от труда в большой компании. Шареф опубликовала в VentureBeat список из пяти фактов, которые нужно осознать, прежде чем вливаться в ряды стартаперов. H&F перевёл этот текст для предпринимателей, которые желают понять, каков психотип их идеального сотрудника.

В стартапе придётся делать не только то, что нравится, но и то, что нужно. Из-за недостатка рабочих рук в небольшой компании, как правило, приходится делать много «грязной» работы, которую не поручили бы квалифицированному сотруднику корпорации. Надо быть готовым сделать всё, что от тебя требуется. Речь может идти не только о создании революционного продукта, но и о «холодных» звонках, доставке товара или помощи при разгрузке.

Кто не хочет повторить успех Instagram и нажиться на нём? Однако надо помнить, как редко стартапы выстреливают по-настоящему. По данным последнего исследования экономистов Гарвардского университета, 75% стартапов проваливаются. Даже если все члены команды работают с большой самоотдачей, проект может провалиться.

 

 

Многие стартапы закрываются
в течение года.

 

 

 

В том числе поэтому большое количество мест работы в резюме не производит благоприятного впечатления на работодателей. Важно критически подходить к выбору стартапа, чтобы снизить шансы на провал.

Многие молодые компании обещают весёлый коллектив и вкусную еду в офисе, но зарплата и бонусы там ниже, чем в корпорациях. Стартапы часто ограничены в средствах. Это означает, что многие из них не в состоянии предложить конкурентные зарплаты и бонусы. Часто там платят 70% от того, что можно получить в большой корпорации на аналогичной должности. И это не самый плохой вариант: иногда основатели компании предлагают поработать на них за долю в проекте. Прежде чем соглашаться, перечитайте пункт 2.

В стартапах проще поговорить по душам с руководителем и владельцем, но часто там не у кого учиться. Работа в небольшой группе высокомотивированных людей заряжает энергией. Кажется, что тебе снова 18 лет и ты в кругу друзей. Но у руководителей стартапов обычно нет возможности чему-то учить сотрудников.

 

 

В стартапе придётся всему
учиться самому.

 

 

 

Часто бывает так, что в компании один маркетолог или юрист. Он молод, и у него мало опыта. Если в корпорации ему бы предложили огромное количество литературы по повышению квалификации, бесплатные курсы и просто советы знающих коллег, в небольшой компании он может рассчитывать только на себя. Зато в стартапе ему придётся решать такие трудные задачи, к которым новичков в крупных фирмах обычно не подпускают.

Несмотря на то что стартап — это весело, давление там сильнее, чем в крупных компаниях. Многие увольняются из стартапов, потому что не выдерживают давления: от них требуют роста продаж или посещаемости сайта, в то время как в компании без имени и большого штата сотрудников это сделать непросто. Осознание того, что твоя работа может разрушить бизнес, здорово мотивирует. Но вместе с большими возможностями приходит большая ответственность. Нести её бывает нелегко.

Но всё равно стартапы — это замечательно. Работа в них может изменить жизнь, взгляды на мир и на границы своих возможностей. В стартапе человек становится создателем, учится делать вещи, которые сначала кажутся невозможными, а потом становятся совсем простыми; узнаёт, как делать бизнес в любом месте. Впрочем, всё это не значит, что можно недооценивать риски и опасности.