H&F штудирует по одной бизнес-книге в неделю и выбирает самые интересные моменты из неё. На этот раз мы прочитали книгу известного разработчика Криса Стивенса о том, как появление AppleStore повлиял на жизнь обычных пользователей и разработчиков, превратив некоторых из них в миллионеров, а других — в банкротов. Для публикации мы выбрали эпизод, рассказывающий об истории успеха мобильной игры Angry Birds. 

Крис Стивенс «Миллионеры из AppStore». Изображение № 1.

 

 

Крис СТИВЕНС

Владелец компании Atomic Antelope, создатель популярной интерактивной книги Alice for the iPad

Начало

Будущие основатели разработавшей Angry Birds компании Rovio братья Микаэль и Никлас Хеды в детстве увлекались видеоиграми и постоянно обсуждали друг с другом идеи собственных программ. Никлас отдавал предпочтение играм в жанре экшн и даже создал несколько таких игр, которыми хвастался перед своими друзьями. Его увлечение программированием привело его в Хельсинский университет, где он получил степень по информатике. Микаэль же, отслужив в армии, поступил в бизнес-школу и отправился учиться за границу — сначала в Европу, а затем в США. После окончания университета Никлас убедил Микаэля основать компанию по разработке игр для мобильных телефонов, которая выполняла бы заказы ведущих производителей. Тогда iPhone ещё не было и в проекте. Каждый контракт на создание игры тщательно обсуждался и долго согласовывался с провайдерами мобильной связи. С точки зрения логистики это был настоящий кошмар, и поначалу Микаэль счёл идею такого бизнеса бесперспективной. Однако Никлас умел настоять на своём. Воодушевлённый победой в конкурсе на создание игры для первых версий смартфонов, он убедил Микаэля, что его успех позволяет сделать несколько решительных шагов для выхода на рынок мобильных игр. Немалую роль в принятии положительного решения сыграл и Питер Вестербака — опытный специалист, раньше работавший в Hewlett-Packard.

 

Создание игры

Весной 2009 года ведущий дизайнер Rovio Яакко Иисало открыл Photoshop и начал рисовать эскиз новой игры. Иисало часто подкидывал команде идеи, и эта была лишь одной из многих. Он нарисовал несколько разноцветных птиц, а затем ряд кирпичиков, раскрашенных в те же цвета. Первоначально идея состояла в том, что птица определённого цвета может вышибать из стены кирпич только того же цвета. Тот эскиз был бледной тенью нынешних Angry Birds, но что-то интересное в нём просматривалось уже тогда (по крайней мере, так думал сам Иисало). Иисало показал эскиз братьям Хэд.

 

 

Никласу и Микаэлю сразу же понравились злые лица птиц
и абсурдная траектория их полёта.

 

 

 

Братья решили добавить героиням игры врагов — зелёных свиней (ассоциирующихся со свиным гриппом) и придумали историю о том, что свиньи украли у птиц яйца, что и стало поводом для агрессивных атак.

В ходе тестирования игры дизайнеры заметили, что программисты вместо того, чтобы исправлять ошибки или писать новое коды, сидят и играют — раунд за раундом, не в силах остановиться. «Когда друзья или родственники оценивали наши первые программы, они обычно смотрели на экран пару минут, а затем говорили нам какие-то ободряющие слова, — вспоминает Микаэль, — но с Angry Birds всё было иначе: они брали в руки iPhone, находили тихий уголок и начинали играть — и час, и два, пока мы не вырывали телефон у них из рук». Игра вызывала серьёзную зависимость.

 

Чужой опыт

Концепция Angry Birds (впрочем, как и многих других великих изобретений) не была полностью оригинальной. Rovio удалось создать необычную комбинацию из привычных элементов. Angry Birds — наследница игр, где летающие предметы уничтожали строения: вспомним хотя бы Crush Castle и её предшественницу Castle Cloud. Существовали и игры, где в качестве «снарядов» выступали животные (самыми ранними примерами могут служить Hedgehog Launch и Toss Turtle). Но ни одна из них не могла похвастаться свойственным Angry Birds уникальным сочетанием качественного сценария, графики и проработки персонажей. Безусловно, в Angry Birds использованы элементы, заимствованные у предшественников (указывая на это, некоторые критики не стесняются в выражениях), но именно эта игра удачно объединила их в универсальном и привлекательном для игроков формате. Команда Rovio смогла понять, что будет работать лучше всего и как преподнести игру клиентам. Позднее Микаэль скажет об Angry Birds как о «сумме множества слагаемых».

Крис Стивенс «Миллионеры из AppStore». Изображение № 2.

Первый провал

Сотрудникам Rovio ещё до начала продаж Angry Birds было понятно, что это потенциальный хит. Никлас и Микаэль были уверены, что игра поможет их компании компенсировать потери, понесённые за годы хаоса и неуверенности. Они решили вложить в её усовершенствование чуть больше 100 000 евро и запустить продажи Angry Birds через AppStore в конце 2009 года. К декабрю вся команда Rovio затаила дыхание, ожидая, что произойдёт дальше. А игра провалилась…

Крупные рынки — США и Великобритании — посмотрели на Angry Birds, пожали плечами и моментально о ней забыли. Несмотря на потрясение, сотрудники Rovio отметили, что в небольших странах продажи идут значительно лучше, чем в Штатах. Поэтому было решено сконцентрироваться на сравнительно небольших рынках и только потом думать о повторном выходе на крупные. Например, чтобы занять первое место в финском AppStore, нужно было продавать всего по 100 копий программы в день, а чтобы стать лидером рейтинга в США, требовалось продавать её тысячами. Rovio изменила подход и смогла реализовать в европейских странах 30 000 копий Angry Birds, что позволило компании убедить Apple начать рекламировать их игру. Однако Rovio не стала обращаться к Apple от своего имени, а заключила договор с тогдашним независимым производителем игр компанией Chillingo. Британская Chillingo уже заработала отличную репутацию благодаря высококачественным приложениям и связям в Apple. Заручившись её поддержкой, Rovio получила недостающий ингредиент успеха — гарантированный промобаннер Angry Birds в AppStore.

 

Триумф птиц

Rovio и Chillingo заключили с Apple соглашение о том, что на второй неделе февраля 2010 года Angry Birds получит гарантированное место в британском AppStore как рекомендованная Apple игра месяца. Никлас и Микаэль посчитали это единственным шансом подтолкнуть Angry Birds к вершинам чартов. А пока братья начали работать над улучшением программы: добавили более 40 новых уровней, создали бесплатную версию, разместили на YouTube трейлер игры, чтобы сразить владельцев iPhone в тот самый момент, когда Apple начнёт свою поддержку. Так и получилось. В течение первой недели продвижения Angry Birds резко подскочила в чартах и устремилась к первому месту. Братья Хед были потрясены. Но это было лишь начало триумфального восхождения: к апрелю того же года игра заняла первое место в американском AppStore. Angry Birds стала хитом, и ничто не могло преградить ей путь к успеху.

 

 

Angry Birds стала хитом,
и ничто не могло преградить
ей путь к успеху.

 

 

 

Разноцветные птицы, родившиеся в офисе Rovio в Хельсинки, разлетелись по миллионам экранов iPhone. Простота игры и толковый дизайн завоевали сердца игроков всего мира. «Я вспоминаю старую мудрость, — рассказывал Микаэль журналу GamePro. — Хорошая игра — это игра, которую легко выбрать, которой легко научиться, но которую сложно пройти до конца. Очень важно, чтобы игрок сразу, по первой же картинке на экране, понимал, что нужно делать. Angry Birds проста по своей сути, но в ней есть глубина, она интересна настолько, что игроки возвращаются к ней снова и снова».

 

Расширение влияния

Сейчас ежегодная выручка Rovio превышает, по некоторым данным, $80 млн. Angry Birds стала одной из главных историй успеха в мире AppStore. Она проложила дорогу в поп-культуру и даже в Голливуд: Rovio предложили создать версию игры для продвижения мультфильма «Рио» компании 20th Century Fox. Так, в Angry Birds Rio помимо обычных персонажей действуют мультяшные киногерои. За 10 дней было продано свыше 10 млн копий игры. Тем самым Rovio, всегда грамотно и осторожно подходившая к капитализации успеха своей популярной игры, в очередной раз убедительно доказала состоятельность своей политики. «Большинство компаний захотели пойти по нашим стопам, — говорил Микаэль в интервью CNBC. — Поэтому мы и задумались, как можно развить идею Angry Birds, чтобы более активно проникнуть в индустрию развлечений. Нам удаётся делать хорошие игры, и мы наверняка не ограничимся только Angry Birds, но сейчас у нас есть чёткая стратегия, и нам не нужно выбрасывать на рынок один продукт за другим».

 

Уроки Angry Birds

Успех не всегда приходит сразу. Angry Birds добилась его не за одну ночь. Братья Хед предприняли 52 попытки, прежде чем создали приложение, которое стало популярным. Пока они работали, компания находилась практически на грани разорения.

Нужно стремиться к простоте. Разработчики Angry Birds взяли известную идею — замок и катапульту, призванную его разрушить, — и просто развили её. В результате получилась игра, притягательная своей простотой. Но сделать игру простой не так-то просто.

Не стоит пытаться захватить рынок в одиночку. Чтобы протолкнуть игру на верхние строчки рейтинга, Rovio обратилась за помощью к более опытной команде. Создать отличное приложение — полдела, не менее важно, чтобы его увидели как можно больше людей.

Создавая игру, нужно быть уверенным, что она стоит того времени и тех денег, которые вы тратите на её продвижение. В отличие от кинозрителей, которым Голливуд при помощи умелой рекламы «скармливает» даже плохие фильмы, ваши клиенты более требовательны и непостоянны, так как в их распоряжении — тысячи приложений.

Добиться успеха можно не только в AppStore: разработчики игры заключили контракт с кинокомпаниями, производителями одежды и игрушек. Виртуальные персонажи Angry Birds стали вполне материальными товарами, приносящими своим создателям немалую прибыль.

Не нужно бояться менять схему монетизации. Когда Rovio пришла к выводу, что пользователи Android не готовы платить за игру, она решила распространять версию Angry Birds для Android бесплатно. Это позволило Rovio зарабатывать неплохие деньги, размещая в ней рекламу.