Каждую неделю H&F читает одну бизнес-книгу и выбирает из неё наиболее интересные отрывки. В этот раз мы прочитали книгу бывшего вице-президента Procter & Gamble Джона О'Киффа, посвящённую изобретённой им теории прорыва в бизнесе. Автор размышляет о необходимости и способах формирования нешаблонного (триангулярного) мышления у сотрудников компании, во многом опираясь на концепцию латерального мышления Эдварда де Боно.   

Джон О'Кифф «Нешаблонное мышление». Изображение № 1.

 

Джон О'КИФФ

Бывший вице-президент компании Procter & Gamble, бизнес-тренер

Что такое триангулярное мышление

Опора исключительно на подход постепенных улучшений ведёт к появлению «стандартных» продуктов, «безопасных» стратегий и означает позицию «мы не хуже других» — что, скорее всего, приведёт к провалу в современной динамичной среде. Для понимания принципа триангулярной системы мышления, позволяющего достигать качественного прорыва, можно использовать очень простую аналогию. Допустим, вы прыгун в высоту, и вы спрашиваете себя: «На какой высоте я преодолел планку в прошлый раз?» Основываясь на этой информации, вы немного поднимете планку. Затем попытаетесь взять только что установленную новую высоту. Добившись успеха, вы будете довольны собой, потому что прыгнули выше, чем раньше. Постепенные улучшения позволят вам взять чуть бóльшую высоту. Но в итоге вы застрянете на какой-нибудь высоте, потому что границы подхода постепенных улучшений не позволят вам подняться выше.

А теперь попробуйте поставить планку в два раза выше. Что делать в этом случае? Во-первых, ставя перед собой цели, предполагающие качественные изменения, мозг мгновенно — за доли секунды — отказывается от подхода постепенных улучшений. Вы сразу понимаете, что никогда не возьмёте эту высоту, если будете придерживаться последовательного подхода к прыжкам, и мозг переключается на новую область. Во-вторых, для поиска решения мозг прокручивает имеющуюся информацию о способах, позволяющих взять эту высоту.

великим подвигам зачастую способствует кризис в личной жизни или в бизнесе. Многие люди во время кризиса добиваются потрясающей эффективности

 

Многие быстро приходят к идее прыжка с шестом. Поиск решения даёт результат и в части дополнительных средств, например трамплина или лестницы. В-третьих, мозг обращается к некоторым основополагающим принципам и начинает придумывать новые способы преодоления необычно большой высоты: это кроссовки на пружинах, крылья, ранец с реактивным двигателем, вертолёт, пила, чтобы подпилить стойки и опустить планку до приемлемого уровня.

Теперь представьте себе, что вы отвечаете за сбыт марки товара, на которую приходится 10% рынка, и при этом намечается существенное улучшение его качества. С одной стороны, если вы настроитесь на то, что повышение качества увеличит долю рынка до 12%, то начнёте предлагать идеи, которые приведут именно к такому результату. Ваши маркетинговые планы будут амбициознее предыдущих, но между ними не будет никаких существенных различий. Возможно, вы действительно добьётесь повышения доли на рынке до 11%, даже 12%. И наоборот, если вы представите себе, что улучшение качества товара приведёт к удвоению доли рынка, с 10 до 20%, то выработаете совсем иной план действий. Практические шаги, которые планирует компания, характер знаний, к которым она стремится, тип мышления, который использует, напрямую зависят от масштабности цели, сформированной в сознании сотрудников.

 

Пряник и кнут

Очень многие люди и компании полагают, что способны выработать эффективные шаги, лишь воодушевившись привлекательностью поставленной цели. Они уверены, что для этого достаточно одного воображения, что ожидание наград в будущем уже само по себе стимулирует всех на активные действия. Между тем эффективность действий обусловлена не только предвкушением победы, но и стремлением избежать поражения. Награда представляет собой не менее мощный стимул, чем наказание. И сила их совместного воздействия поистине впечатляющая. Выдающиеся результаты достигаются в том случае, когда к прянику добавляется кнут.

Например, великим подвигам зачастую способствует кризис в личной жизни или в бизнесе. Кризис по определению означает неудовлетворённость сложившимся положением дел. Многие люди и компании во время кризиса добиваются потрясающей эффективности, но затем возвращаются к привычному течению жизни. Ключ к достижению качественного прорыва — в умении сохранить пробуждённую кризисом внутреннюю энергию, когда сам кризис уже миновал. Это не что иное, как умение сделать текущую ситуацию неприемлемой, а непохожее на неё будущее — привлекательным. Чувство глубокой неудовлетворённости существующим положением дел и ограниченностью подхода постепенных улучшений не менее важно, чем формулирование качественных изменений. Глубокое разочарование от мышления, опирающегося исключительно на логику, не менее важно, чем мотивация к творческому мышлению.

 

Цена времени

Как часто мы подсознательно миримся со сложившимся положением вещей и не стремимся к его изменению. Мы живём или медленно умираем? Можно разменять весь день на мелочи. Или потратить на масштабные дела. Можно суетиться, расстраиваться по незначительным поводам или, наоборот, сосредоточить силы на чём-то действительно стоящем. Лучше всё же использовать своё время на то, чем вы будете гордиться, — на достижения, о которых станете рассказывать незнакомым людям, не мелкие и приземлённые, а значительные и особенные. На достижения, которые достойны затраченных сил и времени.

Привыкайте испытывать разочарование от работы над небольшими изменениями. Лишь некоторые погибают в бою, а большинство умирает постепенно, растрачивась на мелочи

 

Привыкайте ставить перед собой цели, предполагающие качественные изменения. Ничто другое не достойно вашего времени и таланта. Смысл в том, чтобы вкладывать силы и время только в то, что будет способствовать достижению качественного прорыва. Привыкайте испытывать разочарование и неудовлетворённость от работы над небольшими изменениями. Они слишком обыденны и недостойны затраченного на них времени. Одни погибают в бою, другие находят свою смерть в пламени пожара. Но большинство людей умирает постепенно, растрачивая себя на мелочи.

 

Задача для самых умных

Это очень полезный приём при постановке цели, предполагающей качественные изменения. Представьте, что в течение месяца на вас работают четыре самых творчески одарённых специалиста. Предположим, они имеют опыт работы в вашем бизнесе и обладают всеми необходимыми знаниями. Вопрос в следующем: какую цель вы перед ними поставите? Что они должны будут сделать за месяц? Есть ли у вас вообще цель, мечта, достойные их таланта и времени? Если у вас нет подобной цели, значит, вы по-прежнему размениваетесь на мелочи. Ограничиваясь рамками подхода постепенных улучшений, вы не используете свой талант. Необходимо сформулировать подобную цель. Заставьте самого себя и свою компанию придумать нечто достойное, над чем четыре самых умных в мире человека могли бы работать целый месяц.

 

Принять риск

Избежать риска невозможно. Гораздо опаснее ничего не делать и надеяться на сохранение успеха, чем предпринимать шаги, которые выглядят рискованными. Просто риск бездействия менее очевиден. Тем не менее во многих случаях отдельный человек или компания не предпринимают активных действий, а плывут по течению. Они не меняются со временем. Это происходит из-за надежды, что, ничего не делая и игнорируя происходящие процессы, они смогут избежать неприятностей. Вместо этого любое отклонение от запланированного варианта, любой промах они объявляют ошибкой.

Введите в своей компании понятие промаха, позвольте сотрудникам объявить свои результаты промахом, а не ошибкой, и вы увидите, сколько разумных шагов будет ими предпринято. Играя в дартс, мы часто посылаем первый дротик мимо цели. Учитывая опыт предыдущего броска, мы корректируем свои действия, и второй дротик, возможно, попадёт в мишень. Гораздо лучше сделать первый бросок, учесть полученный опыт и скорректировать свои действия, чем волноваться из-за возможного промаха и остаться с дротиком в руке. Разрабатывая шаги по достижению качественного прорыва, позвольте своей компании рассматривать отклонение от намеченной цели как промах, а не ошибку. Ошибкой было бы вообще не предпринимать никаких действий.

 

Отрицание прошлого

Характер цели, которую вы наметили, определяет характер планируемых действий. Прошлые результаты не должны мешать постановке цели на будущее. Ни одна команда, готовящаяся к Олимпиаде, не позволяет прошлым успехам определять цель на будущее. Золото — всегда единственно возможная цель. Игроки отделяют себя от прошлого и создают своё будущее. Нет ничего крамольного в том, чтобы поставить перед собой высокую цель и потерпеть неудачу. Бороться за золото и завоевать бронзу — это не провал, просто другая степень успеха.

Работайте над системой,
а не внутри неё. Такого рода мышление начинается
с чистого листа

 

Потратьте время на то, чтобы выявить и поставить под сомнение некоторые барьеры и допущения, мешающие вам и вашей компании предпринять действия, способные дать блестящий результат. Определите ограничения, которые сдерживают вас в важных вопросах. Обдумайте вероятности. Работайте над системой, а не внутри неё. Такого рода мышление начинается с чистого листа. Это отказ воспринимать простое улучшение существующего подхода и требование начать всё сначала. Не позволяйте себе попасть в ловушку прошлого. Полезной здесь может оказаться методика картографирования мыслей. Не тратьте всё ваше время на то, чтобы отвечать на письма и электронные послания, составленные другими людьми. Начните с чистого листа и постарайтесь заглянуть в будущее.

 

Полуфабрикаты идей

Любая новая идея по определению является сочетанием как минимум двух идей. Если эта мысль уже приходила вам в голову, она никак не может быть новой. Если же она новая, то должна быть результатом комбинации других идей. Любая мысль может иметь развитие. Поэтому полуфабрикаты идей тоже имеют ценность: их можно использовать как фундамент. Более того, первая идея, выходящая за рамки традиционного мышления, имеет мало шансов оказаться верной. Если первая попытка не принесла успеха, предпринимайте следующую. Цените полуфабрикаты идей и стремитесь использовать их в качестве фундамента.