Каждую неделю H&F читает одну бизнес-книгу и публикует из неё интересные отрывки. На этот раз мы прочитали книгу Владислава Дорофеева, посвящённую созданию и становлению компании «Яндекс». 

Владислав Дорофеев «Яндекс Воложа». Изображение № 1.

 

Владислав ДОРОФЕЕВ

Журналист, писатель, переводчик. Автор 20-ти книг

Бизнес на семечках

Предпринимательская жизнь у Аркадия Воложа удалась ещё до «Яндекса». Он был везунчиком, за что ни возьмётся — всё получается. За 10 лет стал инициатором четырёх бизнес-проектов, все состоялись и продолжают работать и приносить прибыль. А начиналась предпринимательская карьера Воложа совершенно по-советски, даже по-коммунистически. Из райкома КПСС институт получил инструкцию образовать кооператив. Начальник Воложа сделал его одним из трёх соучредителей нового кооператива, который стал заниматься поставками в СССР дефицитных персоналок, на тот момент тайваньских.

По воспоминаниям Воложа, «у начальника отдела был знакомый, который вывозил тыквенные семечки в арабские страны через Австрию, шли эшелоны с Кубани, через Австрию перечислялась валюта, на которую там же закупались компьютеры». В Австрии семечки жарили, и уже продукт с добавочной стоимостью продавали арабам. То есть спустя довольно короткое время группе инициативных научных сотрудников удалось выстроить успешную бартерную торговую систему: компьютеры в обмен на продовольствие, вагон семечек — на вагон персоналок.

 

Волож о команде

Волож не любит работать в одиночку. В любом проекте первым делом всегда создаёт команду. К тому же довольно быстро Аркадий понял одну нехитрую вещь: для выигрыша недостаточно оказаться в правильном месте в правильное время, надо эффективно реализовать своё преимущество. Волож всегда был человеком не просто общительным, а предметно-коммуникабельным. Он умел заводить нужные знакомства. Когда он начинал работать с американцами в CompTek, то научился одной важной вещи: «Мы должны играть в команде, но играть на результат.

«Я» — указание на то, что система связана с русским языком.
Это очень русская буква, её нет
ни в одном другом алфавите

 

У некоторых бизнес понимается как игра с нулевой суммой. Если я что-то выиграл, кто-то обязательно проиграл. На самом деле бизнес — это игра с ненулевой суммой, это всегда создание чего-то нового, что приносит выгоду всем. Взялись вместе работать А и Б, и от сотрудничества у них родился добавочный продукт — в этом магия бизнеса. Бизнесмен — это тот, кто способен увидеть, где это новое может появиться. А бизнес-переговоры — это о том, как эту добавленную стоимость поделить».

 

Приход Сегаловича

«Мы пересеклись с Аркадием случайно, и я сказал ему: „Знаешь, я ведь тоже программист, может, у тебя найдётся для меня место? Чего вы там, кстати, делаете?“ — „Ну, поиск“. — „Господи, ерунда-то какая! То ли дело у нас: интегральные уравнения второго рода, геофизика“. Собственно, я продолжал считать, что это мелковато для меня, но от работы не отказался, соблазнившись приработком», — рассказывал Илья Сегалович, который ещё около года совмещал госслужбу с халтуркой у своего бывшего одноклассника, которому он когда-то давал списывать. Так в 1991 году Волож принял на работу Сегаловича, пообещав ему шестикратное увеличение ежемесячной зарплаты, с $5 до $30. Он нашёл заказ во ВНИИ патентной информации — им требовалась поисковая система для международного классификатора изобретений — и собрал людей, умеющих искать и профессионально знающих русский язык. С приходом талантливого Сегаловича поисковик стал работать значительно быстрее, что позволило расширить продажи. «Всё стало серьёзно с появлением Ильи», — свидетельствует Волож.    

 

«Я» — самая русская буква

Осенью 1993 года появилась первая версия программы Яndex, дающая возможность включения в поиск быстрого и удобного индексатора. «Я долго ломал голову над названием. Писал разные слова, так или иначе связанные с нашей системой. Так я дошёл до Yet another indexer, это выражение по смыслу означало „языковой индекс“. А уже Аркадий придумал заменить в слове index первую букву на русскую „Я“ – указание на то, что система связана с русским языком. Это очень русская буква, её нет ни в одном другом алфавите», — рассказывает Сегалович.

 

В начале была Библия

«Мы стали думать, что бы ещё такое поиндексировать, — отмечает Волож особенность переломного момента в жизни проекта. — И мы занялись Библией. Это большой массив неструктурированных текстов, именно свободных текстов, а не баз данных. Здесь всё ищется по-особому. Эта технология и стала впоследствии „Яндексом“». По сути, за основу нового проекта был взят тысячелетний опыт изучения священных текстов Библии, поиск в которых всегда был важнейшей задачей для богословов. Как раз в это время Российское библейское общество выпустило новое издание «Полной симфонии на канонические книги Священного Писания», которое случайно попалось на глаза Сегаловичу.

При разработке нового принципа поиска Сегалович взял за основу симфонию Библии, которая также составлена с учётом морфологии

 

Слова из Библии объединялись в статьи-симфонии по формальному принципу (то есть по словоформам). По сути, симфония была поисковой системой. Оставалось только усвоить этот многовековой опыт и соединить его с морфологическим поиском, уже опробованным в проектах Воложа. При разработке нового принципа поиска Сегалович взял за основу симфонию Библии, которая также составлена с учётом морфологии. Именно этот подход и лёг впоследствии в основу поисковой системы «Яндекса».

 

Рунет на трёх серверах

В «Яндексе» до сих пор хранится плата с 386-м процессором, на которой они запускались в 1997 году. Этот год разделился на две части. Первая — доинтернетовская — была отмечена созданием двух новых продуктов: Яndex.CD, который помогал найти документ на CD-ROM, и Яndex.Lib — полнофункциональной библиотеки для встраивания в различные приложения и базы данных. Для облегчения продаж «Яндекса» в качестве примера использовались три демо-версии, показывающие возможности поисковика: Библия, полное собрание сочинений Пушкина и тогдашний рунет. Последнее направление (как тогда казалось, не самое важное в маркетинге) и определило судьбу яндексоидов.

В 1997 году Волож решился на крупные инвестиции в создание поисковой машины. На $10 000 были закуплены три сервера с жёсткими дисками по 1 ГБ. Вскоре на них оказался записанным практически весь известный тогда рунет. «Мы решили запустить свой поиск на собственной страничке в интернете, и этот сервис вдруг оказался кому-то нужен. Так в сентябре 1997 года появился yandex.ru, а в 1998 году мы уже продали на нём первый контекстный баннер», — рассказывает Волож. Индексированная копия рунета образца осени 1997 года поместилась на одном SCSI-диске на сервере под столом одного из разработчиков «Яндекса».  

 

Дизайн с бычком

Первую версию дизайна «Яндекса» делал дизайнер Артемий Лебедев. Впрочем, как и все последующие. Вот как он сам вспоминает об этом сотрудничестве: «Пришли ребята, которые торговали какими-то железяками, и у них была поисковая технология. Мы как-то встречались, рисовали какие-то дизайны, ели булочки на кухне. Никто не знал, что будет. „Яндекс“ был просто в каком-то НИИ. Там сидели приятные люди и каждый день смотрели на „Рамблер“, на то, какой он крутой, и на свою строчку поиска: ну, типа, мы никогда их не догоним. У первой версии главной страницы „Яндекса“ была левая колонка, которая называлась „Горячие новости“, и она была проиллюстрирована бычком. Тогда мне казалось, что это уместный юмор интернетовский, и в „Яндексе“, как сейчас было бы, не встали 300 маркетологов, не стукнули тремя сотнями кулаков по столам и не сказали: „Вы что? Почему вы портите наш светлый имидж?“ Когда я вывесил через 10 лет эту страницу, они обиделись и написали мне, чтобы я убрал бычок, потому что этого никогда не было. А он был».  

Книга предоставлена издательством «Альпина Паблишер».