Магазин со 120-летней историей — «Чай-кофе» на Мясницкой — на грани разорения. Правительство Москвы в двенадцать раз подняло ставку аренды, и теперь владелица магазина Инна Венчик должна платить 43 000 рублей за квадратный метр вместо прежних 3 500 рублей. Если компания не сможет отдавать по 2,15 млн рублей в месяц, магазин придётся закрыть. Венчик просит постоянных покупателей оставить подпись в поддержку магазина. На 14 апреля количество подписавшихся превысило 1 500.

Hopes & Fears узнал судьбу других исторических магазинов Москвы. Оказалось, что значительная часть из них пережила рейдерский захват, часть — на грани банкротства, но некоторым удаётся оставаться на плаву. Мы не стали включать в список два самых известных универмага столицы: ГУМ и ЦУМ. 

 

«Молоко»

Первая линия: Кто управляет историческими магазинами Москвы. Изображение № 1.

год открытия

1896

адрес

Большая Дмитровка, 7/5, стр. 5

сайт

CafebarMoloko

Магазин «Молоко» на Большой Дмитровке открылся в 1896 году. Квартиру семьи Льва Толстого в торговую лавку превратил известный купец Александр Чичкин. Родившись в Ярославской губернии в семье лоцмана, Чичкин практически единолично построил молочную империю. Ему принадлежал 91 магазин по всей стране.

Все свои магазины он облицовывал белым кафелем (и «Молоко» не стал исключением), приказчиков одевал в белоснежные халаты. Каждое утро они устраивали своего рода рекламную акцию: выходили с бидонами на улицу и выливали в сточные канавы вчерашнее молоко. Так они подчёркивали, что в их магазинах только свежий товар.

После революции магазин перешёл к жилтовариществу № 469. Неизменным он простоял до конца нулевых, потом стал предметом криминальных разборок и в 2011 году закрылся на ремонт. В 2012 году там открылось кафе «Молоко» силами Владимира Кудрявцева, Гии Абрамишвили, Лики Геворгян и Павла Кузовкова. На их счету уже были бары Carabas, «Луч», Suzy Wong Bar и «Солянка».

В кафе Hopes & Fears сообщили, что исторический бэкграунд никак не влияет на количество посетителей. Аудитория заведения в силу молодости ничего не знает о существовавшем ранее магазине. Но это не мешает постоянно увеличивать выручку, и финансовые показатели полностью удовлетворяют основателей заведения. Также в «Молоке» подчеркнули, что внешний вид помещения был изменён владельцами. У них нет никаких обязательств по сохранению исторического облика, поскольку заведение не признано памятником. 

 

Универмаг «Москва»

Первая линия: Кто управляет историческими магазинами Москвы. Изображение № 2.

год открытия

1963

адрес

Ленинский проспект, 54

сайт

Unimoscow.ru

Открытый в 1963 году универмаг «Москва», по сути, был первым в стране моллом западного образца. Торжество цивилизованной коммерции: вежливые продавцы, импортные кассовые аппараты, внутреннее радио и телевизионная справочная система — нажав на кнопку расставленных по универмагу телевизоров, можно было узнать о товарах, услугах и расположении отделов.

Многие новшества, которые вводили в «Москве», потом переходили в главные магазины страны — в ЦУМ и ГУМ. Так, например, произошло с подиумом для показов мод.

Но величие универмага ушло вместе с советской эпохой. В 1992 году он перешёл в частные руки, позже несколько раз менял форму владения, а сейчас он погряз в долгах и в судах. Сегодня компания «Универмаг «Москва» на 90% принадлежит структурам президента «Росэнергомаша» Владимира Палихаты. Здание много раз выставляли на торги, покупатель, казалось, нашёлся, но в итоге договор так и не был заключён. К концу 2013 года долги компании «Универмаг «Москва» составляли 1,2 млрд рублей.

Тем не менее «Москва» продолжает функционировать до сих пор. Среди брендов, представленных в торговом центре, — Caterina Leman, «Л'Этуаль», Baldinini, Nando Muzi и другие. 

 

«Петровский пассаж»

Первая линия: Кто управляет историческими магазинами Москвы. Изображение № 3.

год открытия

1906

адрес

ул. Петровка, 10

сайт

Bosco.ru

«Петровский пассаж» увековечен в стихах Маяковского и в «12 стульях» Ильфа и Петрова. Его строительство завершилось в 1906 году, тогда он назывался «Фирсановский пассаж» — по имени инициатора строительства Веры Фирсановой, члена купеческой династии Фирсановых. Им принадлежали десятки зданий в Москве, в том числе Сандуновские бани. Пассаж быстро стал местом с самыми модными товарами в городе, а по ночам он сверкал огнями — Фирсанова сразу же провела к нему электричество.

Так продолжалось до революции, после магазин был национализирован. В советские годы здание использовали самыми разными способами: там устраивали промышленные выставки, открывали фабрику по пошиву белья для Красной Армии, аукционный дом и даже огромную коммунальную квартиру.

Всё изменилось в начале 1960-х, когда «Петровский пассаж» стал филалом ЦУМа. Но сейчас это, по сути, филиал ГУМа. Основной арендатор магазина — Bosco di Ciliegi, как и в ГУМе. Отсюда бутики брендов, которые представляет компания в России: Kenzo, Etro, Moschino и другие.

Сегодня «Петровский пассаж» принадлежит структурам группы «БИН» Михаила Гуцериева. 

 

Книжный магазин «Москва»

Первая линия: Кто управляет историческими магазинами Москвы. Изображение № 5.

год открытия

1958

адрес

ул. Тверская, 8, стр. 1

сайт

Moscowbooks.ru

В 1958 году только открывшийся магазин получил название «Книжный магазин № 100». Спустя некоторе время он был переименован в «Москву». С момента открытия книги остаются основным товаром магазина. Одно из самых значительных изменений произошло в 1979 году, когда накануне Олимпиады-80 его отремонтировали, — знаменитые витрины на Тверской почти не изменились с тех пор.

Ещё одна важная веха в истории магазина — 1991 год. Тогда директором была назначена Марина Каменева. После развала Советского Союза коллектив приватизировал магазин, Каменева до сих пор сохраняет свою долю в более чем 60% компании (согласно данным базы «СПАРК-Интерфакс»). В интервью прессе Каменева признаётся, что продажи книг падают и сопутствующий товар, который реализуется в «Москве», прибыльнее книг. 

 

Гастроном № 40

Первая линия: Кто управляет историческими магазинами Москвы. Изображение № 7.

год открытия

1932

адрес

Б. Лубянка, 12

сайт

7cont.ru

Дом № 12 на Большой Лубянке был построен в 1931 году по проекту ленинградского архитектора Ивана Фомина. Здание возводилось как жилой дом спортивного общества «Динамо» и впоследствии перешло к НКВД. При этом первый этаж отдали под «Гастроном № 40». В известный магазин с роскошным ассортиментом приезжали даже из других регионов.

В 1994 году в помещении расположился супермаркет. Центральный гастроном «Седьмой континент» на Большой Лубянке стал одним из первых магазинов сети. Новые владельцы не стали менять исторический облик магазина и сохранили гранитный пол, лепнину на потолке и эффектные люстры. 

В 2008 году произошёл «рестайлинг» магазина и супермаркет сменил название на «Седьмой континент — Гастрономия», в результате чего на полках появились товары «премиум»-класса.

Помещение бывшего «Гастронома № 40» находится в собственности компании «Седьмой континент». 

 

«Дом фарфора» на Мясницкой

Первая линия: Кто управляет историческими магазинами Москвы. Изображение № 8.

год открытия

1903

адрес

ул. Мясницкая, 8/2

сайт

Glediz.ru

В знаменитом «Доме фарфора» на углу Мясницкой улицы и Большого Златоустинского переулка, принадлежащем когда-то товариществу производителей фарфоровых и фаянсовых изделий Матвея Кузнецова, до сих пор продаются в основном фарфоровые изделия. Сейчас помещение принадлежит магазину «Гледиз», и повышение арендной платы в центре города его коснуться не может. «Мы живы-здоровы, магазин, как видите, открыт и торгует, значит, у нас всё неплохо», — говорит генеральный директор «Гледиз» Оксана Школяренко.

В 1903 году дом строился специально для «фарфорового короля» Российской империи Кузнецова. Кузнецов владел заводами в Дулёво, Вербилках, Новгороде, Гжели и многих других городах. В 1898 году он снёс старые постройки и заказал проект нового здания в стиле модерн у известного архитектора Фёдора Шехтеля.

После революции торговый дом перешёл в собственность государства, а после войны в нём было открыто несколько отделов магазина «Детский мир». Когда в 1957 году тот переехал в новое здание на Лубянской площади, здесь вновь начали продавать посуду. Магазин «Гледиз» открылся на Мясницкой после капитального ремонта, прошедшего в конце 1990-х годов.

 

Магазин «Армения»

Первая линия: Кто управляет историческими магазинами Москвы. Изображение № 9.

год открытия

1952

адрес

Тверская, 17

сайт

нет

Здание, в котором разместился магазин «Армения», было построено в сороковых годах архитектором Аркадием Мордвиновым. Магазин принадлежал Министерству торговли Армянской ССР и предлагал различные товары, произведённые в Армении. В собственности московских властей он оказался в 1992 году: после распада СССР он был отдан в счёт долга Армении перед Москвой. С 1995 года риелторская фирма «Маккони» арендовала магазин у столичных властей на 25 лет. «Маккони» принадлежит коренному ереванцу Макару Нагапетяну, главе представительства мэрии Еревана при мэрии Москвы.

В 2005 году в СМИ появилась информация о том, что бывший столичный мэр Юрий Лужков подписал распоряжение о реконструкции «Армении» силами арендаторов, согласно которому помещение после должно было перейти в их собственность. Продать торговые площади армянской компании планировалось почти за $500 000. После реконструкции магазин открылся в 2010 году под тем же названием. В том же году в магазине начало работать небольшое кафе с десертами и напитками.

 

Гастроном «Елисеевский»

Первая линия: Кто управляет историческими магазинами Москвы. Изображение № 11.

год открытия

1901

адрес

ул. Тверская, 14

сайт

eliseevskiy.ru

Здание магазина «Елисеевский» на Тверской — памятник истории и культуры Москвы XVIII века. Его построили в 1790-х годах, но с тех пор оно существенно перестраивалось несколько раз.

Сегодня магазин работает круглосуточно и популярен среди иностранцев: интерьер и название современного магазина сохранились с 1901 года. В тот год здание перестроили, чтобы открыть в нём магазин петербургского купца Георгия Елисеева.

Сейчас гастрономом владеет бизнесмен Яков Якубов. В рейтинге крупнейших российских рантье по версии Forbes он занял 26-ю строчку. Издание оценило его доход в $85 млн. В СМИ Якубова давно прозвали «хозяином Тверской»: бизнесмен поставил перед собой задачу купить как можно больше помещений на главной улице столицы и вполне успешно с нею справился. В начале 2000-х, пока генеральный директор ЗАО «Елисеевский гастроном» находился в отпуске, Якубов скупал у его коллектива акции и потратил на них не более $650 000. Сегодня бизнесмену принадлежит право многолетней аренды шикарного магазина. В 2004 году он провёл дорогостоящую реконструкцию магазина. 

 

Текст: Полина Потапова, Злата Онуфриева