Жители США готовы отказаться от продуктов по любому поводу. Резкие заявления топ-менеджеров, низкие зарплаты или использование вредных продуктов — самые популярные причины, из-за которых продукцию компании перестают покупать. Часто это имеет эффект — руководители приносят извинения или вовсе отказываются от своих идей. В России известно мало случаев, когда люди объединялись, чтобы противостоять корпорациям, и тем более добивались своего. H&F собрал самые яркие примеры мировой практики.

 

Koch Industries

Гражданин потребитель: За что бойкотируют компании. Изображение № 1.

В августе 2010 года New Yorker опубликовал расследование о том, как братья Кох, владеющие энергетическими, химическими, нефтяными и другими компаниями, поддерживают радикальных консерваторов. По этим данным, братья вложили около $100 млн на лоббирование законов, которые, в частности, позволили им скрыть информацию о доходах (Disclose Act). В апреле 2009 года ThinkProgress уличил Дэвида Коха в участии в акциях консервативно-либертарианского Движения чаепития. Кроме того, Чарльз и Дэвид наносят вред экологии. Приложение buycott.com, позволяющее проверять, кому принадлежат те или иные продукты, прежде всего создавалось с целью ухудшить жизнь Koch Industries.

 

Abercrombie & Fitch

Гражданин потребитель: За что бойкотируют компании. Изображение № 2.

A&F известна своим яркими рекламными кампаниями, за которые часто подвергалась критике. В 2006 году CEO Майк Джеффри сказал, что его бренд не для массовой аудитории, а только для «крутых и худых людей». Актриса и певица Майли Сайрус тогда заявила, что сожжёт свою одежду от A&F, потому что ей от неё мерзко. К Майли присоединились другие звёзды Голливуда.

Позже компания подверглась критике, когда запустила серию футболок с карикатурой на азиатов и слоганами вроде «Get your Buddha on the Floor», обыгрывающими известные стереотипы об азиатах. В своём извинении представители компании отметили, что «это могло быть весело».

В следующий раз бренд выпустил серию женских футболок с резонансными надписями вроде «Зачем мне мозг, посмотри сюда» (надпись располагалась на груди). Представители компании снова принесли извинения оскорблённым покупателям.  

BP

Гражданин потребитель: За что бойкотируют компании. Изображение № 3.

В апреле 2010 года в водах Мексиканского залива произошёл взрыв нефтяной платформы, принадлежавшей BP. Разлив нефти представлял опасность для обитателей дна. Компанию обвинили в причинении вреда природе, повлёкшем за собой экологическую катастрофу, после чего последовал призыв бойкотировать их продукты. Ли Перкинс создала страницу в Facebook с призывом пользоваться другими заправками, на которую подписалось почти 700 000 пользователей. Петиции поступали от гражданских активистов, музыкантов (например, группы Korn) и многих публичных деятелей.

 

Водка «Столичная»

Гражданин потребитель: За что бойкотируют компании. Изображение № 4.

После того как в России приняли закон о запрете пропаганды гомосексуализма, гей-активист и писатель Дэн Сэвидж призвал бойкотировать водку «Столичная» и другие марки водки, чтобы «сделать что-нибудь». Американские гей-бары поддержали эту инициативу. Но в открытом письме топ-менеджер «Столичной» сообщил, что водка производится в Латвии, поэтому решение не слишком очевидное. А миллиардер Юрий Шефлер, контролирующий компанию, не оказывает влияния на президента Путина и людей, которые поддержали закон. Глава журнала Tomorrow Magazine предложил вместо водки бойкотировать российские нефтяные компании.

 

Amazon

Гражданин потребитель: За что бойкотируют компании. Изображение № 5.

Организаторы бойкот-кампании обвиняют Amazon в уклонении от уплаты налогов, которые помогают выживать школам, больницам и другим социальным институтам. По их данным, в 2012 году из выручки в $4,3 млрд компания заплатила меньше 0,1% налогов. При этом Amazon является крупнейшим интернет-ритейлером, имеет сильное лобби и ограничивает рост конкурентов.

The Guardian сообщал, что только в Англии компания избежала уплаты налогов на сумму порядка 100 млн фунтов в течение трёх лет. В Сиэтле проходили митинги, призванные добиться повышения зарплат сотрудников.

 

Adidas

Гражданин потребитель: За что бойкотируют компании. Изображение № 6.

Правозащитная организация Viva! призывала к бойкоту компании за использование кожи кенгуру для создания некоторых типов кроссовок. В 2011 году она опубликовала исследование об убийстве животных. Топ-менеджер Adidas заявил, что после публичного давления компания перестала использовать кожу кенгуру. Представитель организации отмечал, что это реакция на действия Viva!.

 

«Лукойл»

Гражданин потребитель: За что бойкотируют компании. Изображение № 7.

В 2010 году  топ-менеджер компании Анатолий Барков попал в ДТП, столкнувшись с «Ситроеном», в котором погибли два врача. Cам Барков заявил о вине водителя «Ситроена». Президент Дмитрий Медведев поручил провести расследование дела, но вскоре топ-менеджера признали невиновным. Это вызвало резонанс — многие предложили отказаться от использования заправок «Лукойла». Впрочем, через некоторое время Барков дал интервью, в котором сообщил о несостоятельности бойкотов, которые никак не сказались на работе нефтяной компании.

 

Starbucks

Гражданин потребитель: За что бойкотируют компании. Изображение № 8.

Общественные организации призывали бойкотировать компанию за ущемление прав рабочих и использование эфиопского кофе, изготовление которого происходит в рабских условиях. По сообщениям СМИ, компания платит сотрудникам в час зарплату меньше стоимости чашки кофе. В Чили устраивалась забастовка барменов. Кроме того, Starbucks обвиняется в уклонении от уплаты налогов. 

 

«Акадо»

Гражданин потребитель: За что бойкотируют компании. Изображение № 9.

В январе 2014 года на странице Facebook появилось сообщение о том, что крупнейший российский интернет-провайдер принял решение приостановить трансляцию  телеканала «Дождь». Это произошло после резонансного опроса телеканала: «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?». Операторы один за другим сообщали, что постановка вопроса некорректна и оскорбляет чувства многих. Телеканал принёс извинения и признал свою ошибку, но было уже поздно. Прокуратура Санкт-Петербурга инициировала проверку, а многие операторы стали отключать его. Интернет-сообщество восприняло это как проявление цензуры, обращая внимания на то, что «Дождь» остаётся единственным телеканалом, где можно получить точку зрения, отличную от федеральных СМИ.

Пользователи оставляли комментарии на странице «Акадо» в Facebook c призывами к бойкоту и пожеланиями скорейшего банкротства.

 

Procter & Gamble

Гражданин потребитель: За что бойкотируют компании. Изображение № 10.

Бойкоту за тестирование товаров на животных подвергались многие крупные FMCG-компании. Американский сайт Ethical consumer публикует информацию о брендах, которые используют неэтичные методы работы. P&G обвиняется в тестировании продуктов на животных и лоббировании отмены принятия закона, который запрещает подобные действия.

14 мая проходит ежегодный бойкот компании. В качестве мер предлагается отказаться от всех продуктов P&G, отправлять письма руководству, выражающие негодование, и жалобы в специальные ведомства. Так, после возмущённых обращений активистов, P&G пришлось убрать рекламу, где сообщалось, что они «не устраивают тестов на животных». Общественные организации продолжают проводить исследования, в которых раскрывают подробности действий P&G.

 

Бонус: Украинцы против российских товаров 

Гражданин потребитель: За что бойкотируют компании. Изображение № 11.

После того как Крым присоединился к России, портал Delo.Ua и журнал Marketing Media Review призвали отказаться от российских продуктов. Например, соки «Сады Придонья» и «Фруктовый сад» предлагали заменить на украинские «Наш cik» и «Оболонь», конфеты фабрики «Красный Октябрь» компенсировать украинским производством «Малютка». Использовать заправки «Укрнафта» и «Окко», а также не покупать косметические средства российских «Чистой линии» и «Чёрного жемчуга».

Представители российских компаний выражали сожаление о том, что украинские пользователи руководствуются политикой, в то время как важно выбирать качественные и конкурентоспособные товары.

Истории известны многие случаи, когда бизнес подвергался бойкоту по политическим мотивам.