Кто больше всех отстаивает свои права в американском суде? Если вы думаете, что это крупные технологические компании, отсуживающие у конкурентов сотни миллионов долларов за нарушения патентного законодательства, то заблуждаетесь. Небольшой эротический сайт X-Art ответственен за 38% всех исков по защите авторских прав, поданных в этом году в суды США. Журнал New Yorker выяснил, как это произошло.

 

Своя ниша

X-Art был основан пять лет назад Бригамом Филдом и его подругой Колет Пелисье. Долгое время Филд работал в маркетинговой компании, но, став свидетелем событий 11 сентября 2001 года, разочаровался в карьере и решил заняться эротической фотографией. Вскоре он познакомился со своей будущей женой. Пелисье занималась продажей недвижимости, но из-за сложной ситуации на рынке она также решила бросить профессию. «Почему бы не снимать красивые эротические фильмы?» — предложила она своему бойфренду. Тот согласился.

Рынок порнографии пересыщен, но пара сразу определилась со своей нишей: романтическое видео, в котором внимание уделяется не только сексу, но и эмоциям, а в качестве актёров выступают даже пары. X-Art должен был стать арт-хаусом в мире порнографии: красивые участники и места съёмок (вместо безликих комнат — Мадрид, Прага и Ибица), отличная операторская работа на грани арта, дружественная по отношению к женщинам направленность — и всё за $40 в месяц.

 

Трудности

В первый год X-Art привлёк всего несколько сотен подписчиков, но уже в следующем аудитория увеличилась в десять раз, и сайт стал прибыльным. На волне успеха бизнеса в 2011 году Бригам Филд и Колет Пелисье поженились — и вдруг случилось нечто странное. Количество подписчиков достигло 50 000 и перестало расти. Пара наняла стороннюю компанию, которая должна была выяснить причины проблемы. Оказалось, что качественный контент сыграл с X-Art злую шутку: нишевые фильмы стали слишком популярны, и каждый месяц свыше 300 000 пользователей смотрели ролики бесплатно, скачивая их с помощью торрентов. Надо было что-то предпринять.

Каждый день с января 2012 года X-Art в среднем подавал
по три иска, направленных на защиту собственных интересов, — и, кажется, это стало серьёзной статьёй
доходов семейного бизнеса

 

Пара решила действовать по нескольким направлениям. Контент X-Art хорош, но за него не хотят платить? Почему бы не сделать его ещё лучше. В 2012 году компания запустила ежедневное обновление сайта и увеличила производственный бюджет до $2 млн (при этом выручка сайта составляла порядка $20 млн). Одновременно Филд срежессировал свой opus magnum — снятую в калифорнийской пустыне меланхоличную зарисовку «Прощание» (Farewell — вот трейлер фильма). Полукриминальная история расставания двух беглецов-любовников оказалась настолько эффектной по меркам индустрии интернет-порнографии, что об X-Art даже написал журнал GQ, принеся сайту дополнительную известность. Но этого было недостаточно: Филд и Пелисье наняли адвоката Кейта Липскомба и отправились в суд.

Бригам и Колет снимают порно: Приключения взрослого стартапа X-Art. Изображение № 1.

Судебные иски

Каждый день с января 2012 года X-Art в среднем подавал по три иска, направленных на защиту собственных интересов, — и, кажется, это стало серьёзной статьёй доходов семейного бизнеса. В отличие от других порностудий, компания действует точечно и направляет иски против конечных пользователей, скачавших их фильмы через торренты. Нарушители вычисляются по IP-адресам, и иногда это приводит к абсурдным ситуациям, которые оборачиваются против сайта. Среди подозреваемых в краже порноконтента однажды оказалась даже пожилая женщина из Флориды. «Обратите внимание, что мне 90 лет, и я просто не знаю, как можно загрузить что-то», — написала она в свою защиту. Другой подозреваемый, Лео Пелиццо, доказал, что не мог украсть видеоконтент X-Art просто потому, что во время предполагаемой кражи лично находился за пределами США. Когда же он потребовал возврата судебных издержек со стороны X-Art, адвокат компании пообещал засудить его и отобрать всё имущество. Впрочем, суд встал на сторону Пелиццо и постановил возместить часть израсходованных средств.

Однако такие ситуации — исключение. Несмотря на то что X-Art производит романтичный контент, адвокат Липскомб действует жёстко и давит на подозреваемых. IP-адрес пирата — спорное доказательство, не позволяющее однозначно определить нарушителя. Однако большая часть тех, к кому обращены иски, предпочитают решить дело в досудебном порядке. Во-первых, никто не хочет, чтобы его имя ассоциировалось с кражей порнографии. Во-вторых, адвокаты дороги, и зачастую дешевле не доводить дело до суда, а просто заплатить X-Art.

Фактически порностудия выиграла лишь пару из почти 2 000 поданных исков: в самом известном случае подозреваемый украл пять фильмов, соврал об этом в суде и был приговорён к выплате $240 000 штрафа и покрытию судебных издержек. Обычно же иски приносят X-Art от $2 000 до $30 000, при средней цифре по индустрии от $1 000 до $5 000.

Однако репрессивная бизнес-стратегия с применением суда является лишь отчасти успешной. По словам Филда и его жены, платная аудитория X-Art так и не превысила планку в 50 000 подписчиков, а доходы от штрафов составляют лишь 5% выручки сайта. Впрочем, у пары всё хорошо: в прошлом году они потратили $16 млн на новый особняк на пляже Малибу.

 Фотография на обложке: Shutterstock