Новая реальность: Как очки Oculus Rift изменят IT-индустрию. Изображение № 1.

 

Артур САХАРОВ

Технический директор Redmadrobot

Последние несколько лет имели большое значение для развития технологии виртуальной реальности. Произошла эволюция интерфейсов, появились игровые «бесконтроллерные» контроллеры Kinect, стартапы вроде Leap Motion и 3D-сенсоры в модульных телефонах проекта Google Tango. Интерфейсы становятся всё более интуитивными и реалистичными, доступ к контенту — молниеносным с Google Fiber и разрастанием сетей LTE.

Очки Oculus Rift, купленные Facebook за $2 млрд, считают револиционным прорывом в пространстве виртуальной реальности. На самом деле проект представляет собой итог развития интерфейсных технологий последних 10–15 лет. Просто создатель очков Палмер Лаки методом проб и ошибок определил, что тормозом технологий виртуальной реальности является тот факт, что всех пользователей стереоочков укачивает и тошнит на десятой минуте пребывания в отрисованном мире. Если сделать продукт, в котором задержка между поворотом головы и реакцией изображения составит несколько миллисекунд, революция в кармане.

Но что делать, если стандартное время реакции обычного LCD-монитора исчисляется десятками миллисекунд? Есть один вариант — месяцами и годами силами лучших разработчиков сокращать задержки на каждом этапе. Неудивительно, что вокруг команды с таким уровнем компетенции образовалось целое сообщество поклонников. Среди которых — создатели игр Doom, Quake и Half-Life, режиссёр «Гравитации» Альфонсо Куарон и, конечно, Марк Цукерберг.

Революция свершилась. На какие области VR теперь стоит обратить внимание?

 

Игры

Проект Oculus Rift начинался как платформа для игр. Игровая ААА-разработка — это всегда использование железа по максимуму, полировка движков годами и оптимизация мельчайших вычислительных операций. После покупки Facebook процесс внедрения новых технологий активизируется. Социальная сеть — мощная платформа, на которую заходят и игры. Часто пользователи сидят в ней сутками, а с «полным погружением» стоит ожидать увеличения аудитории и прибыли.

Теперь почти все серьёзные разработчики игр заинтересовались Rift, некоторые даже анонсировали свои проекты для платформы.

 

Доставка контента

Виртуальная реальность — это повышение степени погружения. Ещё один шаг доставки и представления информации. Например, можно прочитать инструкцию по ремонту карбюратора, посмотреть её на YouTube или  «прочувствовать» её в Oculus Rift. Это большой шаг для развития навигации во всё более технологичном мире.

 

Симуляторы

Сейчас психологи пытаются применять разнообразные технические системы в преодолении фобий и страхов. Одна из самых любопытных — Cave — комната с проекциями на четыре стены, плюс специальный стереошлем и отслеживание движения. В таких комнатах ищут способы борьбы с клаустрофобией, боязнью высоты или нарушением двигательного аппарата.

Новая реальность: Как очки Oculus Rift изменят IT-индустрию. Изображение № 2.

Сейчас подобные системы доступны только большим лабораториям, созданным на государственные деньги, — исследования тормозит бюрократия и отсутствие свежих специалистов. В результате пока не появилось никаких великих прорывов и открытий. С массовым распространением Rift ситуация изменится в лучшую сторону, ведь стоимость комплекта составит несколько сотен долларов.

 

Новые форматы

Многие ждут от Rift открытие каких-то новых методов обучения: получения знаний во сне или визуализации сложных взаимодействий на недостижимом доселе уровне. Здесь, однако, кроется подвох — наше с вами воображение и сейчас способно и так визуализировать в голове плоскую картинку с монитора. Так что революции здесь, скорее всего, не выйдет.

Не стоит сбрасывать со счетов и то, что мозг способен различить подвох даже в высокобюджетном фильме при должном разрешении картинки (вспомним 60-кадровую IMAX-версию Хоббита, в которой грим с актёров сыпался с экрана). А для такой степени погружения, как в Oculus Rift, производство убедительного контента станет решающим фактором. Следует ожидать появления новых форматов, обеспечивающих большую достоверность. Но хотя виртуальная реальность задействует больше чувств, она всё равно не сможет доставлять контент «прямо в мозг».

 

Специальные интерфейсы

Улучшение дисплеев и формата представления контента идёт семимильными шагами — Retina-дисплеи высокого разрешения и браслеты-часы всё красивее и быстрее преподносят актуальную информацию. Google Now, Android Wear, Galaxy Gear, Google Glass — множество продуктов ставят своей целью минимизировать время контакта с контентом, сделать процесс получения информации интуитивным и моментальным.

Виртуальная реальность — прямая противоположность этому тренду. Она поглощает внимание полностью, старается захватить все органы чувств. Управление в таком режиме на данный момент не выглядит таким же понятным и простым, как тач-дисплей. Распознавание речи, встроенная в Rift камера наподобие Leap Motion для распознавания жестов — всё это пока сырые и неготовые для интуитивного управления технологии. Нужно срочно придумать что-то новое

 

Что дальше

Хочется верить, что такого рода технологии приведут к давно ожидаемому эффекту — увеличат скорость поглощения информации. Перенос мозга в техническое тело, виртуализация сознания, обучение во сне, увеличение скорости жизни — всё это хорошо описано в фантастических книгах и фильмах.

Пока же воображение опережает развитие технологий, и о мирах внутри нас остаётся только мечтать. Но не стоит забывать, что движет фантазиями человечества. Это продукты, повергающие мозг в состояние шока, когда виртуальность неотличима от реальности. Они компенсируют недостатки технологии и заставляют мозг поверить в невозможное. Знания, накопленные столетиями, помещаются на кончиках пальцев. Oculus Rift стал таким продуктом, но это только первый шаг к развитию другой, виртуальной, реальности.

 Фотография на обложке: Shutterstock/Oculus Rift