CRM (Customer Relationship Management) — это система управления взаимоотношениями с клиентами, которая позволяет привести в порядок всю связанную с ними информацию. По сути это база данных клиентов. Она может напомнить, когда у кого-то из них день рождения, подскажет, на каком этапе находится подписание договора. Это необходимо компаниям, у которых много клиентов или много мелких задач, связанных с одним контрагентом.

Большинство CRM-систем позволяют анализировать информацию о них и строить воронки продаж. Главная проблема всех подобных приложений в том, что они требуют очень длительной установки: порой это может занять полгода. В России есть десятки CRM-систем. H&F выбрал наиболее удобные из них.

 

«Мегаплан»

Сервис управления проектами «Мегаплан» вышел на рынок в 2008 году. Позже в него были добавлены инструменты для автоматизации продаж, финансового планирования и взаимодействия с клиентами. CRM «Мегаплан» позволяет хранить всю информацию по клиентам в структурированной базе данных и следить за событиями и задачами, связанными с ними. Можно создать гостевой вход в систему для клиента, обсудить с ним проект и выставить счета прямо в системе.

«Мегаплан» также позволяет настроить схему продаж любой сложности или использовать одну из готовых схем. С помощью функции управления сделками можно отслеживать работу конкретных менеджеров и отдела продаж в целом, фиксировать доходы, расходы и денежные операции с каждым контрагентом. К сожалению, систему нельзя назвать простой и понятной, в чём признаются сами создатели. Однако это проблема большинства CRM.

«Мегаплан» можно протестировать в течение месяца. Есть бесплатная версия — CRM Free. В ней есть ограничения по объёму документов, счетов, сделок и количеству пользователей. Лицензия платной версии будет стоить 435 рублей в месяц. При оплате на полгода и год есть скидки 10 и 15 процентов соответственно.

Базовый элемент: 5 лучших русскоязычных CRM-систем. Изображение № 1.

 

 

Ирина МЕЛЕХИНА

Основатель дизайн-студии 12dots

Эту систему мы используем уже года полтора. У нас стоит платная версия, и подключено пять человек. Нам она не очень удобна, так как мы на упрощёнке, а там всё сделано для ООО и ИП. То есть половина функционала, связанного со счетами и актами, сразу убирается. Мы ведем в ней базу клиентов, там очень удобно обрабатывать встречи и звонки. На каждого клиента заводится файл, куда добавляются контактные лица. Там же есть «Дела», в них можно подцепить файл клиента, выставить статус и состояние сделки. Можно добавить банковские реквизиты, которые будут автоматически прикрепляться при выставлении счетов. Удобно, что они доступны в любое время. Можно хранить информацию по сделкам: что отгружено, что не отгружено, кто сколько должен, какая работа оплачена. Можно собирать отчёты. А вот воронкой продаж мы не пользуемся.

 

«Битрикс24»

«Битрикс24» — разработка компании «1С-Битрикс», запущенная в начале 2012 года. CRM предоставляется в пакете услуг вместе с управлением задачами и документами. Cистема служит для учёта потенциальных и текущих клиентов, партнёров и даже получателей пресс-релизов. CRM можно интегрировать с интернет-магазином и обрабатывать заказы прямо в системе. В систему встроен каталог товаров и услуг. Также возможна интеграция с почтой: данные из переписки компании будут автоматически заноситься в CRM. Есть возможность ставить задачи сотрудникам по обработке сделок.

Система позволяет проследить путь от так называемого «лида» к заключению сделки. Лидом может быть любой проявленный интерес, «зацепка», первоначальный контакт с потенциальным клиентом. Данные о нём вводятся в систему, и за ним закрепляется ответственный менеджер и статус. Впоследствии он должен конвертироваться в «Контакт», «Компанию», «Сделку».

CRM фиксирует все события и действия, произведённые на этом пути. Кроме того, система позволяет составлять отчёты, анализирующие эффективность этих действий. Для анализа продаж CRM содержит восемь типовых отчётов. Есть возможность бесплатного тестирования системы, после которого пользователь может выбрать один из двух платных тарифов. Первый из них — «Команда» — обойдётся в 4 990 рублей в месяц и не ограничивает количество пользователей. Следующий — «Компания» — будет стоить 9 990 рублей в месяц. В него добавлены такие функции как учёт рабочего времени, создание собраний, планёрок, отчётов и собственный домен.

Базовый элемент: 5 лучших русскоязычных CRM-систем. Изображение № 2.

 

 

Евгений БУРЧИН

Гендиректор веб-студии «ИнтерМедиа Сервис»


Во-первых, система удобна тем, что в ней есть возможность быстро обработать сделки. Для меня очень важно построение отчётов по продажам: можно сразу построить график и увидеть, какие сделки завершены, по каким вероятность заключения больше 50%. Во-вторых, в отличие от других систем здесь можно управлять не только сделками, но и интегрировать систему с интернет-магазином на платформе «1С-Битрикс». Тогда все заявки будут сразу поступать в CRM-систему, и можно будет быстрее их обрабатывать. К клиентским файлам можно добавить контакты, реквизиты, сразу выставлять счета, не открывая «1С Бухгалтерию», то есть достаточно удобно проводить финансовые операции. Все данные компании, различную информацию о сотрудниках, реквизитах также можно хранить в программе.

 

amoCRM

Ещё одна система для учёта клиентов, amoCRM, на рынке с 2008 года. Её основным отличием является то, что системообразующим в ней является не файл клиента, а файл сделки. amoCRM позволяет руководителю следить за работой менеджеров: видеть количество сделанных звонков, запланированные и проведённые встречи, результаты переговоров. Все изменения, произошедшие за день, сводятся в отчёт «События». В базе данных с информацией о клиентах есть функция напоминаний о следующем контакте. Важным преимуществом amoCRM является функция директ-маркетинга. Система интегрирована в сервисы, которые дают возможность осуществлять почтовые и SMS-рассылки. Она также позволяет строить воронку продаж. У amoCRM есть бесплатная версия и четыре платных. Их стоимость колеблется от 350 до 3 000 рублей в месяц. Есть спецпредложение «Бизнес-решение» за 49 000 рублей, в которое входят настройка и внедрение CRM для конкретной компании и трёхмесячная подписка на максимальную версию тарифа.

Базовый элемент: 5 лучших русскоязычных CRM-систем. Изображение № 3.

 

 

Никита МИХЕЕНКОВ

Директор по развитию интерактивного агентства Nimax

Эту систему мы используем уже года два. Изначально выбрали её за простоту. Подобные системы очень долго и сложно выбирать, и неизвестно, понравится ли она сотрудникам. А внедрить — ещё сложнее. Основная проблема в том, что вам нужно людей либо заставить, либо они сами должны захотеть ей пользоваться. Первый путь бесперспективен, а в случае со сложными системами у вас есть только он, потому что люди не хотят с ними работать. Работать с этой системой менеджерам понравилось, и всё — процесс пошел. Мы пробовали «Мегаплан», «Битрикс24», что-то из западных аналогов, но остановились в результате на amoCRM. У нас в ней работают пять человек, менеджеры продаж. Базовая структура любой CRM одинакова, но в этой есть очень хорошая статистика и воронка продаж, которую можно смотреть у каждого сотрудника. Помимо первичного учёта это позволяет ещё и прогнозировать. Многие такие системы нужно долго адаптировать под конкретную компанию, а в этой изначально нет ничего лишнего.

 

«РосБизнесСофт»

«РосБизнесСофт» — российская web-CRM система для малого и среднего бизнеса. Особенно подходит для компаний, занимающихся торговлей. Доступ к системе происходит по защищённому каналу связи не только с помощью компьютера, но и через мобильные устройства iPhone, iPad, Android. Программу можно интегрировать с «1С-Бухгалтерией», интернет-магазином, корпоративным сайтом, банк-клиентом и почтовым сервисом. Благодаря интеграции с 1С можно вести бухгалтерскую отчётность, не выходя из системы, видеть оперативную информацию о поступлении товара на склад, оплате счетов, обновлении цен. Заказы товара с сайта автоматически попадают в CRM.

Благодаря функциям »Складской учёт» и «Логистика» менеджеры в реальном времени могут контролировать степень готовности товара к отгрузке на складе и видеть статус доставки. Можно создавать рабочие отчёты, в базовой версии продукта для них есть 40 готовых шаблонов. Для создания графиков используется графическая библиотека сервиса »Яндекс.Метрика». Как и три предыдущие программы, РБС предоставляет бесплатный доступ к своему продукту: есть 30-дневная демо-версия. Стоимость лицензии на одно место — 5 000 рублей, при покупке свыше пяти мест начинаются скидки.

Базовый элемент: 5 лучших русскоязычных CRM-систем. Изображение № 4.

 

 

Сергей ПЕРШИН

Коммерческий директор компании по бронированию чартеров iCharter

Мы установили эту систему год назад, и примерно полгода у нас заняла установка. При выборе программы мы ориентировались в первую очередь на цену, кроме того, нас привлекла возможность полностью адаптировать её под наши потребности. В основном мы используем программу для ведения клиентов, контроля сделок и создания отчётов. Точно могу сказать, что отчёты в ней создавать очень удобно. Никаких сложностей за год работы с ней у нас не возникло.

 

ManageEngine ServiceDesk

ManageEngine Service Desk Plus - продукт компании Zoho Corporation. Существует как в качестве веб-приложения, так и как SaaS-сервис. Изначально задумывался как инструмент для работников службы техподдержки, но может успешно использоваться и как CRM-система. Состоит из нескольких совмещенных блоков, позволяет вести клиентов, обрабатывать заказы, отслеживать закупки и управлять контрактами. Связь с клиентами осуществляется онлайн через веб-форму или по электронной почте. Так же в системе можно создавать отчеты, пользуясь уже готовыми шаблонами. Совместим с разными версиями Windows и Linux. Интерфейс программы доступен как на английском, так и на русском языке. На сайте компании бесплатно предоставляется 30-дневная демо-версия. Минимальная стоимость программы начинается от 450 долларов.

Базовый элемент: 5 лучших русскоязычных CRM-систем. Изображение № 5.

 

 

Григорий ЛЯМИН

Инженер компании ATS Design

Система ManageEngine у нас стоит примерно четыре месяца. Для установки нашему сисадмину понадобилась примерно неделя, чтобы в неё вникнуть, а затем он провёл обучение остальных сотрудников. Сейчас её используют шесть человек. Пока нас всё устраивает, хотя мы понимаем, что всем функционалом ещё не пользуемся и находимся в процессе обучения. Сейчас мы используем систему для переписки с клиентами и для оказания технической поддержки. Также мы обрабатываем в ней заказы. Эта система у нас не присоединена к сайту, поэтому заказы приходится вбивать вручную. Коммерческое предложение, счета мы выставляем не в ней, а в системе «МойСклад». Мы пока не научили её создавать итоговые документы с перечислением позиций товара.

Текст: Анастасия Мануйлова