Мода на использование умерших звёзд для рекламных целей опять набирает обороты. На этот раз драйвером служат новые технологии — например, 3D-технологии в клипе с Одри Хепбёрн. Для таких случаев придумали специальный термин delebs — сокращение от dead celebrities («мёртвые знаменитости»). Преимущество использования покойной звезды не только в том, что она не может отказаться от участия в рекламе, но и в том, что после смерти её участие в рекламе становится намного дешевле: сотни тысяч долларов против нескольких миллионов. H&F вспомнил 10 звёзд, которых использовали для рекламы после их смерти. 

 

Одри Хепбёрн

Появившаяся на прошлой неделе реклама шоколада Galaxy с участием цифрового клона Одри Хепбёрн времен «Римских каникул» — не первый случай, когда образ умершей звезды используют в рекламных целях. Сыновья Одри уверяют, что согласились на эту рекламу потому, что их мать любила шоколад. Следуя этой логике, можно предположить, что на другие ролики они давали согласие, потому что она любила чёрные джинсы (Gap), маленькие итальянские автомобили (Lancia Musa), а также чаи малоизвестных азиатских марок. Все предыдущие рекламные ролики использовали кадры из фильмов Одри, но Galaxy пошли дальше. Увы, технология, воссоздавшая актрису, не смогла преодолеть эффект «зловещей долины» и у большинства зрителей вызвала скорее отторжение, нежели восторг.   

 

Джин Келли

Многие считают, что реклама Diet Coke с Полой Абдул и Джином Келли была создана уже после смерти актёра. Однако это не так: Пола с детства обожала фильмы с Келли и, когда стала певицей, решила сделать клип-трибьют его искусству — Opposites Attract. Звезда «Поющих под дождём», узнав о том, что ему посвятили песню, связался с Полой, и они подружились. Для рекламы Diet Coke Келли сам репетировал танец с певицей. А вот уже после его смерти за наследие актёра ухватилась компания Volkswagen. Многие видели рекламу, переделавшую знаменитый танец Келли под дождём, но не все знают о втором ролике из того же цикла (видео в примере). В ней использован так называемый «сидячий танец», который Келли танцевал со своим неизменным напарником Дональдом О'Коннором.   

 

Фред Астер

Другая звезда голливудских музыкальных фильмов, актёр Фред Астер при жизни любил танцевать с различными предметами, попадавшимися под руку. Уже после смерти ему пришлось танцевать с пылесосами марки Dirt Devil. Права на использование его образа продала компании его вдова. А вот дочка, увидев рекламу, сказала, что очень расстроена тем, что после такой замечательной карьеры её папу продали дьяволу. Первая серия рекламы, адаптировавшая танец из фильма «Королевская свадьба», увидела свет на Super Bowl в 1997 году. Считается, что именно после её успеха мода на использование мёртвых звёзд в рекламе начала набирать обороты. Затем Dirt Devil сделали ещё две серии. Одна —  с танцем на потолке, вторая — на сцене.

 

Эрл Вудс

Когда известный гольфист Тайгер Вудс попал в скандальную историю с изменой жене, от него отказались практически все рекламодатели. Исключением стала компания Nike, которая вместо расторжения контракта сделала очень странную рекламу, в которой к провинившемуся Тайгеру обращается дух его умершего отца — Эрла Вудса. Эрл спрашивает сына о том, научила ли его чему-нибудь эта история, а Тайгер 30 секунд жалостливо смотрит в камеру. Неудивительно, что на ролик сразу же сделали кучу пародий

 

Курт Кобейн

Если о ком-то и можно с уверенностью сказать, что его сильно разозлило бы присутствие в рекламе, так это о создателе Nirvana Курте Кобейне. Но после смерти он не избежал этой участи: правами на использование образа музыканта владеет его вдова Кортни Лав. По оценкам, в год наследие Курта приносит ей $25 млн. Основная часть приходится на музыку, но порой Кортни даёт разрешение на использование его образа в рекламе. В нашем примере Курт рекламирует пятую версию игры Guitar Hero. Но не менее известна рекламная кампания Dr. Martens, в которой не только Курт, но и другие покойные рокеры — Сид Вишез и Джоуи Рамон — сидят на облаках в белых одеждах и «мартинсах».  

 

Стив Маккуин

Актёр Стив Маккуин был заядлым курильщиком (рекламировал сигареты) и умер от рака лёгких. После смерти Маккуина рекламщики начали эксплуатировать его стиль. Но самым притягательным в образе Маккуина стало его увлечение гонками. Компания Ford использовала образ, созданный актёром в «Буллите», для продвижения двух своих автомобилей. В ролике из нашего примера Маккуин повторяет знаменитую сцену погони, которую считают одной из лучших в истории кино. Однако делает он это на вызывающем вопросы у пользователей и дизайнеров автомобиле Ford Puma. Было бы логичнее, если бы этот вариант рекламы был создан для продвижения Ford Mustang, ведь автомобилем именно из этого модельного ряда управлял герой Маккуина. Но компания решила иначе, и новый «мустанг» герой Маккуина рекламирует уже в другой версии рекламы.     

 

Джон Леннон

 

Что общего у Джона Леннона и автомобилей Сitroen? По нашему мнению, ничего. Компания ради продвижения своего автомобиля потревожила не только Леннона, но и Мерилин Монро, которая тоже выглядит в таком ролике довольно неуместно. Права на использование образа Леннона принадлежат Йоко Оно, которая, говорят, уже заработала на бывшем муже примерно $300 млн. Среди всего прочего Йоко дала разрешение на использование Джона в рекламе видеоигры Rock Band, в которой он выглядит и правда немного потусторонним.

 

Эйнштейн, Мария Каллас, Махатма Ганди и другие

Стив Джобс вернулся в Apple в 1997 году, и рекламная кампания Think Different во многом стала символом возрождения компании. В длинной версии ролика задействовано 17 героев XX века. Кампания сразу стала невероятно популярной, а кроме того, получила награды Emmy и Grand Effie. Группа Wu Tang Clan назвала в честь неё один из своих альбомов. Знатоки английского могут заметить, что выражение Think Different грамматически не совсем корректно. По правилам нужно было бы сказать Think Differently. Но это не ошибка, а сознательное решение Джобса. Он хотел, чтобы слово different было использовано именно как существительное, как в выражении think beauty. 

 

Тупак Шакур

Рэпера Тупака Шакура застрелили в 1996 году, но в последнее время он стал частенько появляться на публике. Например, он рекламирует Ford Fusion, читая своё стихотворение The Rose That Grew From Concrete. Кроме того, он продолжает выступать на сцене в виде голограммы (которая на самом деле не совсем голограмма). Вместе с Snoop Dogg и Dr. Dre он появился на фестивале Coachella, а затем отправился в турне. Эксперты считают, что это только начало. В скором времени многие звёзды прошлого восстанут из мёртвых для новых концертов. Например, компания Yota недавно вернула на сцену Виктора Цоя. Лидера группы «Кино», кстати, тоже недавно вспоминали в рекламе. Олег Тиньков купил права на песню «Дальше действовать будем мы» для рекламы свого банка.     

 

Джеймс Дин

Актёра Джеймса Дина рекламщики обожают. Его использовали и для рекламы магнитофонов, и напольных покрытий, и, конечно же, джинсов. Но в нашем примере инвестиционная компания Allan Gray из ЮАР решила дописать за Джеймса его жизнь. В рекламе показывается, каким было бы будущее артиста, если бы он не погиб в автокатастрофе в 24 года. На подготовку и съёмку ролика ушло 14 месяцев работы 150 членов съёмочной команды. В рекламе задействовано 300 актёров. Роль Дина исполнил механик из Кейптауна, который готовился к съёмкам несколько месяцев.