Карты на стол: Поможет ли «дорожная карта» Дмитрия Медведева малому бизнесу. Изображение № 1.

 

Светлана МАЛАХОВА

юрист, основатель проекта «Я люблю ИП»

 

 

 

 

Благодаря «дорожной карте» к 2018 году Россия должна войти в двадцатку лучших стран в рейтинге Doing Business по показателю «регистрация предприятий». Пока мы занимаем в нём скромное 101-е место.

«Дорожная карта» направлена на сокращение сроков, снижение затрат и уменьшение количества процедур, необходимых для регистрации. Мониторинг и контроль её исполнения будут осуществляться ежеквартально. Если смотреть на вещи оптимистично, то нам, возможно, удастся выполнить волю Медведева. «Оптимистично» — значит, например, забыть, что с начала года почти 300 000 индивидуальных предпринимателей, или 7% от общего числа, прекратили свою деятельность из-за резкого повышения страховых взносов.

Процедура регистрации бизнеса давно нуждается в оптимизации, и «дорожная карта» призвана этому помочь. Она касается в основном обществ с ограниченной ответственностью (ООО), но положительно отразится и на регистрации других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Итак, что же планируется изменить, как это происходит сейчас и какие вопросы остались неотвеченными?

 

 

 

 

Цели «дорожной карты»

 

 

 

 

Контрольный показатель

 

Текущее
значение

 

2015
год

 

2018
год

 

Позиция
в рейтинге Doing Business по регистрации предприятий

 

101

 

60

 

20

 

Процедуры (количество)

 

8

 

5

 

3

 

Срок (дни)

 

18

 

7

 

5

 

Стоимость (руб.)

 

6100

 

4000

 

4000

 

 

 

 

 

 

Уставной капитал

К августу 2013 года планируется отменить требование об оплате уставного капитала не менее чем наполовину на момент государственной регистрации и установить новый срок для его оплаты — в течение двух месяцев.

Что это значит? Минимальный уставной капитал ООО составляет 10 000 рублей. Его можно оплатить как деньгами, так и имуществом. Если вы выбираете последнее, то достаточно отразить это в решении о создании и передать обществу принтер, стол, стул, компьютер или что-то ещё. Если же вы хотите оплатить уставной капитал деньгами, то для этого необходимо открыть накопительный счёт в банке и внести туда нужную сумму. После регистрации накопительный счёт можно переоформить в расчётный, а средства, которые вы внесли, использовать на оплату аренды, закупку товаров и т.д.

На момент государственной регистрации, то есть тогда, когда вы подаёте документы в регистрирующий орган, уставной капитал должен быть оплачен минимум наполовину. А после регистрации есть ещё год, чтобы оплатить остальную часть.

Теперь это требование планируется отменить, тогда при оплате уставного капитала деньгами не нужно будет открывать накопительный счёт в банке, а при оплате имуществом — подавать лишние документы. Результатом станет отмена одной процедуры и сокращение срока на один день.

 

Типовые уставы

К декабрю 2013 года планируется ввести типовые уставы, которые не нужно будет представлять при регистрации. В решении о создании юридического лица можно будет просто указать, что оно действует в соответствии с таким уставом. В результате сократится количество документов, необходимых для регистрации, и снизится риск отказа в ней из-за технических ошибок.

Сейчас при регистрации ООО устав является обязательным. Законом предусмотрен перечень сведений, которые он должен содержать. Если таких сведений в нём нет, то в регистрации может быть отказано. Но в большей части уставы просто дублируют положения, которые и так есть в законе. Тогда какой в них смысл?

 

Печать

К декабрю 2014 года планируется отменить обязательность печати для юридических лиц при прохождении процедуры государственной регистрации.

Непосредственно при регистрации печать для ООО не нужна и сейчас, но она необходима для осуществления дальнейшей деятельности. Например, открыть без неё расчётный счёт уже не получится. В среднем стоимость изготовления печати составляет 600-1 000 рублей. Отмена печати позволит не только сократить количество процедур и сроки, но и снизить затраты на регистрацию.

 

Нотариальная форма заявления

К июлю 2013 года планируется исключить необходимость заверять у нотариуса подпись на заявлении, если документы в регистрирующий орган представляются заявителем лично.

Аналогичная норма уже давно действует в отношении индивидуальных предпринимателей. Если же документы вы планируете отправить по почте, то заверять подпись у нотариуса всё равно придётся.

Стоимость нотариального заверения составляет 1 000-2 000 рублей, и для ООО она обычно выше, чем для ИП.

 

«Регистрационные агенты»

К декабрю 2014 года планируется ввести институт «регистрационных агентов», в качестве которых смогут выступать адвокаты, банки и нотариусы. Их функция будет заключаться в удостоверении личности учредителей юридического лица или индивидуального предпринимателя, в приёме документов и их передаче в регистрирующий орган.

За помощью к посредникам при регистрации обращаются и сейчас, стоимость их услуг начинается от 3 000 рублей, но в этом случае без нотариуса всё равно не обойтись. Институт «регистрационных агентов» предоставит предпринимателям альтернативу обращения в государственные органы и значительно усовершенствует процедуру регистрации с помощью посредников.

 

Уведомление об открытии счёта

К декабрю 2013 года планируется отменить обязанность предпринимателей по уведомлению налоговых органов и фондов об открытии и закрытии банковских счетов.

Сейчас об этом государственные органы уведомляются одновременно и банками, и предпринимателями. Причём для последних за нарушение срока для направления уведомлений предусмотрен штраф 5 000 рублей в каждый из органов, а также административная ответственность. Результатом станет отмена ещё одной процедуры и сокращение срока ещё на один день.

Помимо этого «дорожная карта» предусматривает переход на электронный документооборот, сокращение сроков регистрации бизнеса в фондах (вместо пяти до одного дня в 2018 году), сокращение сроков межведомственного взаимодействия, расширение возможностей онлайн-регистрации и пропаганду предпринимательства в СМИ. Планируется даже создать call-центр, где любую консультацию можно будет получить по телефону, в формате видео- и аудиообщения или чата с консультантом. Сейчас, когда в налоговые органы практически не дозвониться, кажется, что это из мира фантастики.

А вот вопрос с «юридическим адресом» для ООО в «дорожной карте» никак не решается. И если вы не из Москвы, но захотите открыть здесь свой бизнес, вам придётся или снимать офис, или платить от 14 000 рублей в год за «юридический адрес», по которому будет просто направляться ваша корреспонденция.

 

 

Original image from Shutterstock