Индустриальный XX век подарил миру массовое производство, а с ним и возможность купить в любой цивилизованной точке планеты дешёвые, в меру качественные и часто одинаковые товары. Постиндустриальная эпоха требует обратного: в цене — уникальность, локальность и возможность пообщаться с изготовителем.

Производители-одиночки, работавшие через личные сайты и страницы в соцсетях, находят каналы дистрибуции на сайтах-посредниках. Самый крупный — Etsy.com, где можно купить одежду, аксессуары, предметы интерьера ручной работы от десятков тысяч авторов; в России его аналог — «Ярмарка мастеров». Между тем принципы DIY (Do It Youself) выводят возможности бизнеса на новый уровень. H&F нашёл самые интересные сайты, которые зарабатывают на желании людей выделяться из общей массы.

 

CustomMade

Зарегистрированная в Бостоне компания CustomMade встроила в идею рынка хэндмэйд-продукции ещё одну популярную тенденцию — кастомизацию. Теперь это не только конструктор футболок с принтами и возможность получить путём смешивания свой сорт шоколада (Mixville.ru) или мюсли (MyMuesli.com) — это действительно выбор всех характеристик продукта.

Не как у людей: Самые интересные идеи DIY-стартапов. Изображение № 1.

На CustomMade зарегистрировано 6 500 производителей (обычно одиночек или команд из двух-трёх человек). У посетителя сайта есть три опции. Во-первых, купить уже готовый продукт (65 000 наименований в каталоге); во-вторых, выбрать готовому продукту иные характеристики; и наконец, самое интересное — начать открытый проект. Для этого достаточно описать идею товара, по возможности приложить фотографии или рисунки «для вдохновения» (например, кадр из фильма) и обозначить бюджет. Пользователь взаимодействует с производителем на всех этапах выполнения заказа: получает от него эскизы, согласовывает итоговый результат. По итогам самых интересных проектов на сайт выкладываются отчёты с пошаговыми инструкциями.

Чаще всего на CustomMade делают мебель и предметы интерьера, однако есть и экзотичные примеры вроде винтажного мотоцикла, отделки кухни за $20 000 и даже обручального кольца в виде робота R2D2 из «Звёздных войн». Средняя стоимость заказа составляет около $1 500, что значительно выше, чем, например, у того же Etsy.com с его $10-20. В месяц через сайт проходят сделки на $1 млн.

 

Kollabora

Ещё один проект, использующий нетипичные приемы ритейла, — стартап Kollabora. Это одновременно и дизайнерская социальная сеть, и DIY-сайт, и магазин тканей. Идеологию DIY часто ассоциируют с неформальной культурой, отвергающей коммерцию. В интернете существуют сотни сайтов, предлагающих чертежи, выкройки, инструкции по изготовлению всего на свете своими руками, но до последнего времени почти никто не предпринимал попыток монетизации этой идеи. Из известных примеров — разве что объединяющий 3 млн любителей вязать Ravelry, зарабатывающий на рекламе, и ориентированный на гиков Instructables, который купил для продвижения своей продукции Autodesk.

Не как у людей: Самые интересные идеи DIY-стартапов. Изображение № 5.

Kollabora же зарабатывает напрямую. Прочитав инструкцию по созданию очередного платья, пользователь на этой же странице может купить все необходимые для него материалы. Основатель соцсети Нора Абустейт, которая раньше работала в Hubert Burda Media, заявляет, что таким образом они решили насущную проблему поклонников DIY, которые раньше были вынуждены тратить время на поиск редких тканей и расходных материалов. Другой плюс Kollabora — это собственно социальная составляющая. В рабочем пространстве пользователя можно следить за добавленными в закладки проектами, сохранять все идеи и находки других членов сообщества и подписываться на отдельных дизайнеров.

 

DIY.org

Концепция DIY не могла остаться без своей детской версии. Новый проект создателя видеохостинга Vimeo.com Зака Кляйна DIY.org, включающий сайт и мобильное приложение, — это образовательная социальная сеть, в которой дети могут делиться любыми продуктами своего творчества.

Загрузить можно всё что угодно: рисунки, фотографии поделок или домашних растений, видео экспериментов, которые потом могут оценить другие участники сообщества. Предельно простую регистрацию проходит сам ребенок, но в финале нужно указать электронную почту родителей, которые дают своё одобрение. Также они получают доступ к специальной панели, с помощью которой можно следить за активностью своего чада и удалять любой показавшийся неуместным пост. Во всех аккаунтах используются псевдонимы и рисованные аватары — реальные имена и фотографии детей запрещены в целях безопасности.

Не как у людей: Самые интересные идеи DIY-стартапов. Изображение № 10.

На сайте несколько десятков разделов Skills (умений, навыков), в каждом из которых есть упражнения с подробными и наглядными инструкциями. Среди направлений обучения — как традиционные (химия, механика, астрономия, кулинария), так и специфические (фокусы, информация о йети, строительство фортов, кукольный театр).

Пока и сайт, и мобильное приложение бесплатны. Но в дальнейшем предполагается брать деньги за дополнительные возможности, в частности, за приходящие по почте настоящие нашивки, виртуальную версию которых ребенок получает за выполнение упражнений. Учитывая способность детей влиять на своих родителей, кажется, это вполне жизнеспособная модель монетизации.