Медиарынок трясёт уже несколько лет. Понятно, что газетам осталось жить совсем недолго, но как должны выглядеть СМИ будущего, пока можно только гадать. Медиамагнат Руперт Мёрдок думал, что это будет традиционная журналистика, но только на планшете. Так он создал первое iPad-издание The Daily. Но Мёрдок обжёгся: не прошло и двух лет, и пришлось признать коммерческий провал проекта. Эксперименты обычных журналистов оказываются более удачными. Hopes & Fears собрал пять перспективных проектов, которые могут изменить журналистику. 

 

Symbolia

Читайте завтра: 5 медиа будущего. Изображение № 1.

Журналисты Ирин Полгрин и Джойс Райс всегда были фанатами комиксов. В ноябре 2011 года они решили объединить свою профессию и хобби — взялись за разработку журнала для планшетов Symbolia, который бы публиковал репортажи и статьи в виде комиксов. Первый номер вышел в свет через месяц. Его до сих пор можно бесплатно скачать в App Store.

«Сразу стало понятно, что комиксы — это подходящий способ рассказать историю со множеством деталей. C помощью рисунка они воспринимаются легче», — рассказывает Ирин Полгрин.

В Symbolia берутся за самые разные темы: экономика, внешняя политика, культура. Издание выходит шесть раз в год, один номер стоит $2,99, подписка на год — $11,99. У Symbolia пока не самая впечатляющая размерами аудитория: 15 000 читателей, из которых только 800 — подписчики. Но всё не так плохо: когда подписчиков станет 1 500, издание выйдет в ноль. При этом проект получил уже два гранта общей суммой $34 000 от американских фондов — International Women’s Media Fund и Robert R. McCormick Foundation.

Также Полгрин надеется привлечь рекламодателей. «Но сначала мы должны понять, какая реклама не будет раздражать подписчиков», — говорит она.

Читайте завтра: 5 медиа будущего. Изображение № 2.

 

NowThis News

Читайте завтра: 5 медиа будущего. Изображение № 9.

Cооснователь The Huffington Post Кеннет Лерер, бывший CEO издания Эрик Хиппо, а также телевизионный журналист Брайан Бедол собрались вместе и в ноябре 2012-го запустили медиапроект NowThis News, который специализируется на создании видеосюжетов для социальных сетей.

Штат из 40 человек ежедневно выпускает 18-25 видеоновостей на актуальные темы. Каждая из них длится не более трёх минут. Редакторы следят за тем, чтобы они обладали высокой виральностью: им важно собирать ретвиты и лайки. Все сюжеты можно посмотреть на сайте NowThis News или через приложения для iOS и Android. Также компания быстро сориентировалась, когда в Instagram появилась функция загрузки видео: теперь сюжеты проекта можно смотреть и через этот сервис. Хотя формат получился весьма специфический: продолжительность роликов не превышает 15 секунд.

На данный момент в NowThis News вложились фонды Lerer Ventures и Softbank Capital. Общая сумма инвестиций составила $10 млн. Модель монетизации для СМИ стандартная: в конце спонсорcких роликов идёт небольшая реклама. Сейчас их видео просматривают на YouTube по 20 млн раз в месяц.

 

GiveMeSport

Читайте завтра: 5 медиа будущего. Изображение № 10.

Британская компания Sports New Media специализируется на SMM в индустрии спорта: помогает вести Facebook футболистам и разным спортивным брендам. Но в феврале 2013 года она запустила собственное СМИ — спортивный портал GiveMeSport. Его особенность в том, что авторам не платят ни цента. Компания сотрудничает с вузами Великобритании и привлекает второкурсников и третьекурсников журфаков. Так, утверждают в компании, молодым авторам помогают войти в мир профессиональной журналистики. Но писать для GiveMeSport могут не только студенты: спортивные энтузиасты тоже могут примерить на себя роли репортёров и обозревателей. Для того чтобы авторам было проще начать, им предоставляются шаблоны для написания текстов.

В GiveMeSport уже поступило более 10 000 заявок от желающих стать авторами, но одобрено было только 2 000. Но даже это уже огромный масштаб, о котором не могут мечтать многие федеральные СМИ. В день на GiveMeSport публикуется более 200 постов. В июле на портале было 18,2 млн посетителей.

 

Matter

Читайте завтра: 5 медиа будущего. Изображение № 11.

Matter — это проект двух калифорнийских журналистов Джима Джаилса и Бобби Джонсона, которым удалось убедить десятки тысяч людей, что они знают, каким должно быть медиа будущего. В начале 2012 года они вышли на Kickstarter с идей создания ультракачественного издания о науке и технологиях. Чтобы в статьи не попадали неточности и вся информация была проверенной, они пообещали выпускать всего одну статью в неделю. Они привлекли журналистов из The New York Times, The Guardian, The Atlantic, Economist и Wired. Обещания фактчекинга и отсутствия рекламы сделали своё дело: парни собрали на развитие проекта более $140 000 при изначально планировавшихся $50 000.

Денег хватило не только на выплату гонораров журналистам, но и на создание сайта, iOS- и Android-версий проекта. Месячная подписка стоит $0,99. Хотя первоначальную концепцию пришлось скорректировать: каждый месяц Matter выпускает одну статью вместо четырёх.

 

Spot.us

Читайте завтра: 5 медиа будущего. Изображение № 12.

Дэвид Кон из Сан-Франциско уверен, что будущее журналистики — за краудфандингом. На развитие этого проекта Кон получил грант в размере $340 000 от фонда Knight Foundation. В его проекте Spot.us читатели пишут о темах, которые им интересны, и сколько они готовы заплатить за статью. Потом находится журналист, который готов заняться этим, и начинается сбор средств. Обычно один человек вкладывает в статью от $25 до $100. В неделю выходит от двух до четырёх статей. Если автор исчез до того, как сдал текст, деньги возвращаются читателям.

Дэвид Кон гордится успехами Spot.us: статья про загрязнение Тихого океана была перепечатана в The New York Times. А к неудачным материалам он относится философски: «Скучные и однобокие статьи бывают везде». 

Фото: Kevin Van Aelst