Позвони, обмани: Фильм «Пятая власть» о Джулиане Ассанже как история лидера-циника. Изображение № 1.

 

Настя ЧЕРНИКОВА 

Редактор H&F

 

Когда перед тобой драма, основанная на реальных событиях, сложнее всего определить, на чём делать акценты. Перенося историю на большой экран и делая понятной тем, кто о WikiLeaks никогда и не слышал, сценаристы выбрали популярный мотив — сотрудничество партнёров с момента, когда море по колено и впереди новые открытия, до конфликтов, угрожающих жизни.

Получился слоёный торт: одним пластом легла хроника WikiLeaks, другим — реакция Госдепартамента США на сливы документов, третьим — характер Даниэля Домшайт-Берга, друга Джулиана, ещё одним — работа СМИ, которые обрабатывали и выпускали информацию. Но больше всего времени уделено личным проблемам Ассанжа.  

Они с Даниэлем запускали WikiLeaks вместе, работали дни и ночи, спасались от передряг и прошли не одни медные трубы. Если откинуть политические мотивы и посмотреть на проект с точки зрения стартапа, в развитии личности «предпринимателя» некоторые узнают себя. Даже биография Ассанжа («с детства был одержим компьютерами и рано стал хакером, в свои 20 сломал систему канадской телекоммуникационной компании») напоминает эпизоды из жизни то ли Цукерберга, то ли Дурова.

Подобно Мильнеру, который вызывал доверие предпринимателей, а после сделки становился жёстким управленцем, харизматичный Ассанж постепенно превращается в дьявола

 

В новой парадигме миссия стоит того, чтобы жить. Ассанж приходил к Даниэлю и звонил ему в любое время, но отстранённые разговоры не продолжались и двух минут. Авторы ввели в фильм любовную тему (из-за очередного вторжения Джулиана от Даниэля уходит девушка), чтобы подчеркнуть, что Ассанж умеет разрушать жизни. 

Несмотря на это, он обладает безусловным очарованием и увлекает людей за собой. Подобно Мильнеру, который вызывал доверие предпринимателей, а после завершения сделки становился жёстким управленцем, харизматичный Ассанж постепенно превращается в дьявола. Как восхищённо говорит Даниэль о нём в начале, так презрительно относится в финале: лодка надежды разбилась о страх, прекрасный культ развеялся. Розовые очки сняты, и он замечает: волонтёры, о которых рассказывает Ассанж, — фикция. Джулиан говорил, что поседел, — то от того, что развёлся с женой, то от того, что перестал видеть сына. Потом Даниэль застаёт его с краской в ванной — и это ещё одно лживое обстоятельство. 

Всё же Даниэль остаётся преданным другу — до тех пор, пока не сталкивается с противоречиями, которые не может принять. Он просит не публиковать секретные документы Брэдли Мэннинга, военнослужащего армии США, чтобы не подвергать его опасности. Джулиан быстро покончил с недомолвками, попросив партнёра и друга покинуть проект. Этот переломный момент говорит: если хочешь изменить мир, нет времени выяснять отношения.

Ассанж — дитя моды на бунтарство. Больное детство, десятки переездов в раннем возрасте, секта «Семья», где его заставляли красить волосы в белый

Главари «пятой власти» используют людей, чтобы расширять свои возможности. Они — предшественники киборгов из будущего, где нет чувств, но есть система, которая, правда, иногда даёт сбои.

Многие предприниматели сегодня — скрытые революционеры. Ассанж лишён страхов и безостановочно давит систему. Когда встаёт вопрос, выдавать ли секретные документы, которые негативно повлияют на судьбы информаторов, и вся команда противится этому, он настаивает: миссия превыше всего.

Говорят, главное в проекте — это люди. Но если ты лидер-тиран, будь готов к вечному одиночеству. Ассанж не был разочарован уходом Даниэля. Он переключился на следующих волонтёров, продолжал скрываться от властей и заниматься WikiLeaks. Ассанж — жёсткий и одинокий лидер, но именно ему удалось раскачать систему.

 Кадр из фильма «Пятая власть». Изображение № 2.Кадр из фильма «Пятая власть»

Интересные факты

До выхода на экран «Пятой власти» про Ассанжа был снят один игровой фильм и два документальных (в том числе «Медиастан», над которым работал сам Джулиан). Ещё пять находятся в разных стадиях готовности.

Фильм не претендовал на фактологическую точность, но Ассанж назвал его клеветническим и предупредил, что в нём не осталось ничего от истории WikiLeaks. Важные герои отсутствуют, другие введены для создания драмы, множество неточностей (комментарии об этом на сайте).

Бюджет фильма составил $28 млн. В американском прокате удалось собрать всего $1,7 млн.