Случайный выстрел: 6 неожиданных удач в бизнесе. Изображение № 1.

  Groupon

Купоны появились ещё в конце XIX века, но Groupon стала первой компанией, которая смогла заработать на них десятки миллиардов долларов. Причём изначальная идея создателей была совсем не связана с купонами.

Эндрю Мэйсон впервые попробовал себя в предпринимательстве в 15 лет, когда основал компанию по доставке еды Bagel Express. В институте он занимался в основном своей панк-группой, но чтобы подзаработать, он ненадолго устроился веб-разработчиком в фирму Echo.

Эндрю пришло в голову создать сайт, на котором горожане могли бы объединяться для общественно-полезных проектов. Сайт назывался The Point. Например, там можно было организовать кампанию в поддержку создания нового парка. К большому удивлению Мэйсона, гендиректор Echo Эрик Лефковски предложил ему $1 млн, чтобы тот бросил институт и занялся этим проектом серьёзно.

Эндрю понял, что людям хочется многое попробовать: прыжки
с парашютом, экзотические массажи, необычные путешествия

 

Эндрю согласился, но дело не пошло: люди не приходили на сайт. Ему нужно было срочно придумать способ монетизации ресурса. В этот момент он случайно попал на экскурсию по Чикаго и увидел много пустующих днём ресторанов и музеев. Мэйсон подумал, что было бы здорово, если бы все они могли привлекать посетителей благодаря групповым скидкам. Чтобы договориться с первым клиентом, Эндрю спустился в пиццерию на первом этаже своего дома. Так в октябре 2008 года на сайте The Point появилось первое объявление с купоном на две пиццы по цене одной. Пиццу заказали 25 человек. Потом было предложение об отбеливании зубов и возможность полежать в камере сенсорной депривации. И желающие нашлись!

Эндрю понял, что людям хочется очень многое попробовать: и прыжки с парашютом, и экзотические массажи, и необычные путешествия. Он пришёл к выводу, что купоны — это не просто способ монетизации The Point, а отдельный бизнес, поэтому он реорганизовал и переименовал компанию в Groupon. Спустя год в ней работали 300 сотрудников, а ещё через год — 5 000 человек.      

 

Случайный выстрел: 6 неожиданных удач в бизнесе. Изображение № 2.

 

 

 

 

 

 

 

  

$14,2 млрд

во столько оценили
Twitter на IPO

«just setting up my twttr»

таким был первый твит 
Джека Дорси

 

 

  Twitter

Джек Дорси начал зарабатывать, когда был ещё подростком: он разработал софт для таксистов, помогавший им найти место для парковки. В 2000 году он придумал простой сервис, позволяющий публиковать короткие посты, записал идею в блокнот и забыл о ней на пять лет.

В 2005 году он устроился на работу в стартап Odeo, который должен был разработать сервис для организации подкастов. Появившийся в следующем году iTunes почти убил их бизнес. Все сотрудники компании работали удалённо, и в этот критический момент начали писать друг другу множество коротких и нервных писем, постоянно спрашивая друг друга: «Чем ты сейчас занимаешься?» Это заставило Джека вспомнить свою старую идею, которую он и поведал остальным.

Команде идея понравилась, и они создали прототип сервиса за две недели. Сначала думали назвать его Stat.us, затем Jitter, Twitch, и, наконец, сошлись на twittr. Самый первый твит Джека Дорси гласил: «just setting up my twttr». В конце дня у сервиса уже было 20 пользователей, а через два месяца — 5 000.

Odeo поняла, что хочет все свои силы посвятить именно этому сервису, и пошла на беспрецедентный шаг: вернула инвесторам Odeo их деньги. При этом первые девять месяцев они постоянно слышали от окружающих, что их сервис — это невероятная ерунда. Настоящим прорывом для компании стало участие в конференции SXSW, на которой обычно собираются порядка 100 000 гиков. Они расставили экраны на улицах города, на которых транслировались твиты участников, так что можно было понять, что происходит на конференции в реальном времени. В конце дня у них было 60 000 пользователей, а через несколько месяцев — 200 000.

Выступление SXSW привлекло к Twitter и внимание инвесторов. С этих пор дела команды пошли в гору. За первые пять лет существования они привлекли порядка $1 млрд инвестиций и стали почти что символом поколения. Недавно на IPO компанию оценили $14,2 млрд, хотя она до сих пор не приносит прибыли.

Случайный выстрел: 6 неожиданных удач в бизнесе. Изображение № 3.

  Dropbox

Основатель Dropbox Дрю Хьюстон был вундеркиндом, который написал свой первый код в 10 лет. Когда ему было 14, он подписался на бета-тестирование онлайновой видеоигры и провёл настолько серьёзный анализ её недостатков, что компания предложила ему работу и небольшую долю в бизнесе.

Он всегда хотел основать собственную компанию и постоянно искал «свою» идею. Однажды он решил поработать во время поездки на автобусе, но понял, что забыл дома флешку со всеми необходимыми файлами. Это случалось часто, но именно в этот раз он понял, что на этом можно заработать, и начал писать код для будущего сервиса.

Спустя пару месяцев прототип был готов, и Дрю отправился в Сан-Франциско, чтобы показать его сооснователю инкубатора Y Combinator Полу Грэму. Тому сервис понравился, он вложил свои традиционные $15 000 и дал один важный совет: для успеха нужен напарник.

Сначала стать клиентом 
Dropbox можно было
только по приглашению

 

Тогда Дрю показал демо-версию сервиса своему другу Арашу Фирдоуси, который был настолько впечатлён, что бросил MIT и полностью погрузился в работу над проектом. На одном из мероприятий Y Combinator партнёров заметил инвестор, который затем начал знакомить их с другими бизнес-ангелами Долины. В 2007 году Дрю и Араш получили предложение от фонда Sequoia Capital: он хотел инвестировать в них $1,2 млн. Предприниматели были настолько потрясены, что просто не могли поверить в происходящее, в это время на их счету было $60.

Вместе с другими инвесторами общая сумма инвестиций в том году составила $7,2 млн. Чтобы привлечь пользователей, Дрю и Фирдоуси опубликовали объявление о бета-тестировании сервиса на сайте Digg и получили невероятный отклик: 75 000 человек захотели протестировать неизвестный сервис. Сначала стать клиентом Dropbox можно было только по приглашению. За первый месяц зарегистрировались десятки тысяч человек. Но настоящим прорывом стал выпуск приложения для iPhone, которое быстро привлекло ещё 300 000 юзеров.

 

Случайный выстрел: 6 неожиданных удач в бизнесе. Изображение № 4.

 

 

 

 

 

 

 

  

$12 млрд

в год составляют
доходы eBay

 

 

  eBay

Крупнейший онлайн-аукцион появился на свет как небольшое хобби программиста Пьера Омидьяра. Это был один из разделов его личного сайта, большую часть которого занимала информация о вирусе Эбола.

Идея eBay пришла к нему, когда он наблюдал за фондовым рынком в интернете. Тогда он подумал, что аукцион — самая логичная из всех систем продаж. «Вместо того чтобы пытаться продать в интернете какую-то вещь за $100, можно просто разместить её фото и сказать: вот минимальная цена, и если кому-то нужна эта вещь, то боритесь за неё друг с другом», — решил он.

В 1995 году Омидьяр начал по выходным и после работы писать код для будущего онлайн-аукциона и разместил первый прототип на своём сайте. Почти что в шутку он сначала решил продать свою сломанную лазерную бритву. Он был потрясён, когда увидел, что кто-то правда готов заплатить за неё $15. На вопрос Омидьяра, зачем покупателю такая вещь, тот ответил, что коллекционирует сломанные бритвы.

Это был момент просветления для Омидьяра. Каждый день люди добавляли новые причудливые товары, и на них находились покупатели. Спустя какое-то время интернет-провайдер потребовал у Омидьяра оплачивать возросший трафик по более высокому тарифу. Тогда Пьер и решил, что его аукцион из забавного хобби должен превратиться в бизнес. Он начал брать небольшой процент от каждой сделки на сайте. Это позволило ему уволиться с работы и целенаправленно заняться бизнесом. Через год он смог договориться с авиакомпаниями о продаже билетов. Количество аукционов достигло отметки 800 000 в день. Спустя год сайт eBay был самым посещаемым в интернете. Доходы компании сейчас превышают $12 млрд в год.

Случайный выстрел: 6 неожиданных удач в бизнесе. Изображение № 5.

  Etsy

Роб Калин всегда мечтал открыть свою компанию и постоянно сыпал идеями о том, что можно было бы придумать. В 2005 году он придумал открыть магазин с фотосканирующим оборудованием и даже нашёл инвестора, у которого взял $10 000. Говорят, что у Роба был талант выпрашивать деньги. Идея с магазином оказалась неудачной, но деньги инвестора ещё оставались. Калину с другом нужно было срочно придумать новую идею бизнеса.

25-летний студент Роб был не только стартапером, но ещё и плотником, фотографом и художником. В те времена он много времени проводил на форуме GetCrafty.com и постоянно слышал жалобы создателей хендмейд товаров на то, что им негде продавать свои вещи. Вместе с другом они решили создать такой сайт, взяли ещё одного человека в команду и три месяца не выходили из квартиры Роба.

«Чёрт возьми, кто-то захотел им воспользоваться!» — основатели
не могли поверить своему счастью

 

Знакомый предприниматель посоветовал Калину не доводить сайт до совершенства, а просто сделать базовые функции и выпустить его поскорее. Так они и поступили. Название Роб придумал, посмотрев фильм «8½» Федерико Феллини, в котором постоянно повторяли «etsi», что по-итальянски означало «oh yes».

Когда у сайта появился первый клиент, Роб и остальные не могли поверить своему счастью: «Чёрт возьми, кто-то действительно захотел им воспользоваться!» Только спустя несколько месяцев после открытия основатели Etsy добавили возможность оплаты на сайте (вместе с 3,5-процентной комиссией за каждую сделку), но за это короткое время сайт уже успел зарекомендовать себя как самое лучшее и «бесплатное» место для хендмейдеров.

Через полгода на сайте было размещено уже несколько тысяч хендмейдеров, продавших вещей на $170 000. Тогда Роб решил отправиться в Калифорнию за инвестициями, где добыл $1 млн в А-раунде, и $3 млн спустя полгода — в раунде Б. Удивительно было то, что за эти $3 млн он отдал всего 1% компании. Через пять лет сайт приносил уже $300 млн в год.

 

Случайный выстрел: 6 неожиданных удач в бизнесе. Изображение № 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

  

$40 млрд

в год зарабатывает
The Walt Disney Cartoon

150 000 сотрудников

работают в этой компании

 

 

  The Walt Disney Company

20-летний Уолт Дисней приехал в Голливуд с $40 в кармане. Он любил рисовать с самого детства, учился в Канзасском университете искусств, но быстро понял, что академический рисунок ­ему удаётся хуже карикатур и комиксов, которыми он первое время зарабатывал.

В 18 лет он нашёл первую серьёзную работу в рекламной студии, где познакомился со своим будущим главным бизнес-партнёром Абом Айверксом. Затем уже вместе они устроились работать в Kansas City Film Ad Company, которая занималась производством чёрно-белых рекламных мультфильмов. Здесь Уолт понял своё истинное призвание и начал в свободное время работать над мультфильмами, выпросив у босса камеру напрокат.

Свои короткие мультики он продавал местному кинотеатру, практически ничего не зарабатывая: просто постеснялся просить много. Со временем он стал более уверенным в себе и уволился с работы, попросив своих бывших коллег инвестировать в свою новую компанию. Он даже получил крупный заказ, но когда пришло время расплаты, оказалось, что заказчик разорился. Уолту нечем было заплатить сотрудникам, и они ушли. Самого Диснея за неуплату выселили из квартиры.

Его спас заказ от дантиста, который хотел сделать небольшой ролик для детей о необходимости чистить зубы. Заработав деньги, Дисней вернул долги и отправился к дяде в Лос-Анджелес. Именно в гараже дяди родилась компания The Walt Disney. Он занял денег у брата и родителей, пообещав им, что фамилия Дисней станет известна всему миру, и начал работать над мини-сериями «Алисы в Стране чудес», за которыми последовали истории про кролика Освальда, права на которого он по ошибке отдал компании-распространителю. Когда эта компания отказалась платить Уолту деньги, которые он требовал, те забрали всю его команду аниматоров и продолжили снимать мультики про Освальда без него.

Пришлось всё снова начинать с нуля. Но именно в этот трудный момент Уолт, возвращаясь домой, случайно увидел в поезде мышь и сделал первый набросок будущего Микки Мауса. Производство мультика о Микки шло под большим секретом: наученный горьким опытом, Уолт очень боялся, что его идею снова украдут. Нарисовав с небольшой командой две серии, Дисней впервые увидел озвученный фильм и был настолько потрясён, что решил не выпускать Микки на публику немым. Появилась третья серия, в которой Уолт сам озвучил Микки. Звуковой мультфильм имел огромный успех у публики, и дела компании пошли в гору. Сейчас The Walt Disney Cartoon зарабатывает порядка $40 млрд в год и насчитывает 150 000 сотрудников.

Фотография на обложке: Gettyimages/Fotobank.ru