За день до своего десятилетнего юбилея Facebook запускает Paper — новостное приложение, превращающее ленту друзей и самые популярные новости социальной сети в виде красивого мультимедийного журнала. Сервис должен стать частью новой стратегии социальной сети, ориентированной на захват мобильного рынка. В ожидании новинки H&F собрал самые интересные мобильные медиаприложения и узнал, станут ли они конкурентами новому проекту Марка Цукерберга.

 

Flipboard

Читают всех: Кому составит конкуренцию новостной сервис от Facebook. Изображение № 1.

Flipboard — точка отсчёта современных журнальных приложений. В 2010 году технологический предприниматель Майк Маккью и бывший инженер Apple Эван Долл решили изменить потребление новостей на мобильных устройствах. Они завернули контент в форму красивой электронной газеты для iPad, собранной из обновлений социальных сетей. Спустя четыре года приложение скачали 85 млн пользователей, сервис привлёк больше $100 млн инвестиций при оценке в $800 млн. С прошлого года в Flipboard можно создавать собственные тематические журналы, а само приложение мигрирует в сторону электронного глянца.

В случае успеха Paper может стать единственным серьёзным конкурентом Flipboard: новостной агрегатор Pulse, запущенный почти одновременно с проектом Маккью и Долла, в прошлом году был куплен LinkedIn за $90 млн и стал мобильным дополнением профессиональной соцсети.

 

Feedly

Читают всех: Кому составит конкуренцию новостной сервис от Facebook. Изображение № 2.

Он долго ждал, а потом оказался в нужное время в нужном месте и сорвал куш — примерно так можно описать успех Эдвина Ходабакчина, CEO Feedly. Как и Майк Маккью, Ходабакчин в 1990-е работал в Netscape, основал стартап Collaxa, специализировавшийся на создании решений для управления бизнес-процессами, после продал его Oracle и решил заняться своей любимой темой — персонализацией контента. Так в 2008 году появилось расширение для браузера Feeddo — агрегатор, который с помощью RSS собирал информацию с любимых сайтов пользователя, ранжировал содержимое по популярности и верстал домашнюю страницу с самыми главными новостями.

Осенью 2010 года Ходабакчин перенес технологию на мобильные устройства, и появился Feedly. Несмотря на череду упрощений и редизайнов, сервис не пользовался массовой популярностью: к началу 2013 года его скачали 3 млн раз (против 50 млн пользователей у Flipboard). Всё изменило решение Google о закрытии Google Reader: с марта по июль прошлого года Feedly приобрёл 8 млн новых пользователей и де-факто стал главной платформой для чтения новостных подписок. Впрочем, это не отменяет того, что в 2014 году RSS-ленты кажутся устаревшим форматом потребления новостей и самому Ходабакчину не нравятся.

 

Digg

Читают всех: Кому составит конкуренцию новостной сервис от Facebook. Изображение № 3.

На пике формы Digg оценивали в $200 млн, но потом всё едва не кончилось катастрофой. Кевин Роуз основал сайт социальных новостей почти десять лет назад, но уже к концу 2000-х бум социальных сетей и неумелый менеджмент убили проект. В 2012 году на распродаже остатков нью-йоркский «стартап стартапов» Betaworks выкупил имя всего за $0,5 млн и за два месяца переделал проект с нуля.

Теперь Digg — это смесь RSS-ридера и рекомендательного новостного сервиса. Благодаря закрытию Google Reader, проект за лето привлёк больше миллиона пользователей и стал популярен в профессиональной среде. Этому отчасти способствовало и то, что почти одновременно Betaworks выкупил у Марко Армента сервис отложенного чтения Instapaper. Станет ли Paper соперником Digg? Нет: всё-таки это очень гиковская и нишевая история.

 

Circa

Читают всех: Кому составит конкуренцию новостной сервис от Facebook. Изображение № 4.

Мэтт Гэллиган запустил Circa осенью 2012 года, прямо во время президентской кампании в США, и благодаря необычному формату сорвал банк. Circa — это медиа эпохи Twitter, в котором новости структурированы, очищены от мусора, разбиты на короткие отрывки и пополняются по мере появления свежих подробностей. И в то же время это не конкурент, а антитеза Flipboard, Feedly, Digg и Paper. Популярный контент здесь не отбирается роботами или пользователями — он пишется редакцией из пары десятков журналистов. Успешный эксперимент по созданию человечного и быстрого медиа будущего.