Изменения новостной ленты привели к падению популярности сайтов

Желание Марка Цукерберга превратить Facebook в «персонализированную газету для всех и каждого» отразилось на крупных медиапроектах с вирусным контентом и критичной для жизни долей трафика, получаемой из соцсетей.

В декабре 2013 года Facebook заявил об изменении алгоритма работы своей новостной ленты: в большей степени она будет формироваться за счёт контента, отобранного самим Facebook, а не публикаций друзей. В корпоративном блоге компания сообщила, что предпочтение отдадут качественным публикациям, а не мемам. Отвечающий в компании за развитие новостной ленты Ларс Бекстром намекнул, что отдельные издания получили статус качественных и их посты будут появляться в ленте в первую очередь.

Так, в ноябре сайт Upworthy, и без того имевший миллионы подписчиков, зафиксировал значительный скачок показателей. Месячная аудитория сайта составила почти 90 млн человек, хотя в октябре его посетили 47 млн. Однако уже в декабре после появления нового алгоритма Facebook трафик Upworthy упал на 25%, до 67 млн, а в январе 2014-го аудитория Upworthy вернулась к 47 млн человек.

Опасная сеть: Как Facebook рушит бизнес-модели конкурентов. Изображение № 1.

По мнению сооснователя Upworthy Питера Кочли, Facebook не виновен в падении трафика: скачок в ноябре был связан с публикацией нескольких удачных материалов. Тем не менее Business Insider замечает, что влияние Facebook на трафик отрицать нельзя: похожая тенденция увеличения трафика в ноябре и снижения в декабре наблюдалась и у подобных Upworthy проектов — Elite Daily,  Distractify и ViralNova.

Похожая история уже случалась ранее. В 2012 году популярное приложение для съёмки тридцатисекундных видео Viddy оценивалось в $370 млн. Так же как и у Socialcam, популярность приложения была связана с его тесной интеграцией с Facebook: видео Viddy выгодно отображались в новостной ленте соцсети. Всё изменилось, когда соцсеть начала ограничивать доступ приложения к новостной ленте. В течение пары месяцев трафик Viddy и Socialcam сократился в 3–4 раза. Socialcam вскоре был продан Autodesk за $60 млн, но Viddy стойко держался. В этом году его создатели всё же сдались. После ребрендинга и переименования в Supernova. «Instagram для видео» был продан компании Fullscreen, занимающейся разработкой инструментов и рекламных продуктов для YouTube, за  $15 млн.

Мессенждер отобрал пользователей у сотовых операторов

Как только у людей появилась возможность выходить в сеть через телефон, мобильные операторы оказались в жесткой конкуренции с онлайн-мессенджерами. В 2012 году консалтинговая компания Strand Consult опубликовала исследование, в котором заявила, что владельцы смартфонов всё больше времени проводят на Facebook и всё реже пишут SMS. Через соцсеть можно обратиться к любому пользователю, не запретившему писать личные сообщения, а также переслать фото- и видеофайлы.

Опасная сеть: Как Facebook рушит бизнес-модели конкурентов. Изображение № 4.

Конечно, дело не только в компании Цукерберга — постарались все разработчики мессенджеров. В 2013 году сотовые операторы впервые зафиксировали сокращение отправки SMS- и MMS-сообщений на 4%. В 2017 году эта цифра вырастет до 20%, говорится в исследовании компании Strategy Analytics. По прогнозам Deloitte, в этом году ежедневный трафик мобильных мессенджеров по всему миру приблизится к 50 млрд сообщений в день, что в два раза больше, чем количество отправленных за это же время SMS. Самыми популярными месенджерами остаются WhatsApp и Facebook Messanger.

Блоги и фотохостинги стали не нужны

Социальная сеть MySpace появилась в 2003 году, и с 2005 по 2008 год была самым посещаемым сайтом в США. Но появление Facebook и его быстрый успех подкосили её. MySpace ориентировался на музыкантов и другую творческую публику, но Facebook перебил его игру сразу несколькими козырями. Во-первых, соцсеть, где можно регистрироваться только под реальным именем, быстро вошла в моду. Во-вторых, страницы и группы в Facebook было проще продвигать. В-третьих, она просто была более удобна для потребления, распространения контента и дискуссий.

MySpace сменил собственников и остался сообществом для музыкантов, режиссеров, фотографов и прочих творческих личностей. Глава компании Specific Media, владеющей MySpace, Тим Вандерхук неоднократно заявлял, что не собирается конкурировать с социальной сетью Цукерберга. В июне прошлого года произошёл очередной перезапуск MySpace: сайт перестал быть блог-платформой, а стал исключительно видео- и аудиобиблиотекой с радиоплеером.

Facebook изменил форму коммуникации между людьми. Пользователи поняли, что в социальной сети можно делать всё, что им нужно, и стали отказываться от других сервисов. Все свои фотографии и тексты они начали выкладывать на Facebook, где их сразу «лайкали» друзья. В результате многие фотохостинги были убиты, а блог-платформы потеряли немалую часть аудитории.

 Фотография на обложке: Shutterstock