Оскаровские номинанты — «крепкие середняки»

Главная идея «Оскара» проста: самая сильная киноиндустрия на планете признаётся, что кино — не всегда лишь развлечение и бизнес. И хотя кинопремию с трудом можно назвать по-настоящему снобской, большую часть номинантов вряд ли стоит отнести к массовому кинематографу. Так, в прошедшем году кинокартины, претендующие на титул лучшего фильма, заработали в американском прокате в четыре раза меньше, чем главные блокбастеры: $780 млн против $3,1 млрд. Причём в этих списках нашлось лишь одно пересечение: «Гравитация» Альфонсо Куарона не только получила десять номинаций, но и собрала в США $270 млн (по всему миру — $700 млн). В среднем же сборы лучших фильмов года, по версии киноакадемии, недотягивают до $100 млн. Неудивительно, что лишь четверть американцев видели хотя бы один из фильмов года.

 

Основные номинации на «Оскар»
повышают сборы

Каждый год киностудии расходуют на оскаровские кампании порядка $100 млн, рассчитывая привлечь дополнительное внимание к своим фильмам. И эта стратегия оказывается успешной: согласно статистике, за последнее десятилетие в среднем 22% сборов фильмов-претендентов на звание лучшей картины года приходится на период между объявлением номинантов и самой церемонией. Впрочем, положительный результат не является устойчивым. Так, лучший фильм 2009 года — «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу — собрал в прокате всего $17 млн, но благодаря победе его сборы на DVD превысили $31 млн. А следующий фильм Бигелоу, «Цель номер один», заработал 90% своих сборов (или $86 млн) после получения оскаровских номинаций и расширения проката. В этом году по числу дополнительных сборов лидирует «Афера по-американски» Дэвида О. Расселла: с начала оскаровской гонки фильм заработал $40 млн. Как и «Гравитация», фильм номинирован на десять «Оскаров».

 

Победа в оскаровской гонке не значительно повышает сборы

Как ни странно, доход оскаровских лауреатов после завершения церемонии составляет всего 6% от общих сборов (или 12% сборов картин-победителей и 3% проигравших). Выходит, что получение «Оскара» действительно повышает сборы фильма? Увы, этот результат тоже не стабилен и зависит от внешних факторов: «Отступники», взявшие главную награду 2006 года, после завершения церемонии получили меньше половины процента своих сборов. В то же время «Чтец», проигравший в гонке 2008 года, благодаря активным действиям продюсера Харви Вайнштейна, смог заработать почти треть своих сборов. 

Фотография на обложке: Shutterstock