Наши персональные данные давно стали валютой, в обмен на которую мы получаем определённые продукты и услуги, например возможность пользоваться Facebook или Google. Компании получают информацию, перепродают её другим и чаще всего делают это без нашего ведома. Большинство из нас имеют весьма призрачное понимание того, какими объёмами информации они владеют. В 2011 году австрийский студент юрфака Макс Шремс попросил Facebook предоставить ему все сохранённые ими данные о нём. В результате длительных переговоров он таки получил по почте CD, содержащий PDF-файл на 1 222 страницы, на которых содержалась информация о его трудоустройстве, отношениях с окружающими, деталях личной жизни, старая переписка и фотографии с координатами мест, где они были сняты. Шремса особенно поразило то, что большинство этих фотографий он когда-то собственноручно удалил из профайла, — оказалось, они всё равно сохраняются в базе данных. 

Вместо того чтобы впадать в истерику по поводу
неизбежной утечки информации, можно научиться контролировать её потоки

 

Другой пример впечатляет не меньше. Немецкий депутат «Партии зелёных» Мальте Шпитц запросил у Deutsche Telecom информацию о данных, собранных о нём с помощью его смартфона за последние полгода. Он также получил CD, в котором был файл длиной в 36 000 строк, а затем обнародовал их на этом сайте. Информация, собранная провайдером, поражает своей глубиной и уровнем детализации. Можно узнать, в какой день Шпитц ездил за город, где и во сколько обедал, с кем разговаривал.   

Вместо того чтобы впадать в истерику по поводу неизбежной утечки информации, можно научиться контролировать её потоки и, понимая её истинную ценность, попробовать извлечь из этого пользу. Правда, пока нельзя сказать, что это очень прибыльное дело. По оценке JPMorgan Chase, данные одного человека стоят $4 для Facebook и $24 для Google. Оценить условную стоимость своих данных можно, например, использовав калькулятор на Financial Times. Из него становится ясно, что, если вы не миллионер, не владеете недвижимостью и не состоите в браке, «ваша» стоимость для маркетологов условно составляет 22 цента. Так что покупка 1 000 профайлов с данными, аналогичных вашему, обойдётся им всего в $220. В последние годы появляются компании, которые стараются максимизировать выгоду от использования персональных данных их непосредственными владельцами. H&F нашёл несколько примеров подобных проектов.

 

A bite of Me

Сколько ты стоишь: Как выгодно продать персональные данные. Изображение № 1.

Не обязательно прибегать к помощи сторонних компаний — можно всё сделать самостоятельно. Так, например, поступил Федерико Заньер, который запустил проект A bite of Me на Kickstarter, в котором предлагал всем желающим купить заботливо собранные им данные о себе. «Я устал от того, что компании вроде Facebook и Google обогащаются на моих онлайн-данных, отслеживая сайты, которые я посещаю, видео, которые я смотрю, составляя списки моих друзей. Если кто-то торгует моими данными, значит, в них есть определённая ценность, и я хочу получить причитающуюся мне часть», — говорит он.

Среди данных, которые решил продать Заньер, была информация о посещаемых им сайтах, 500 скриншотов страниц, 500 фотографий с веб-камеры, запись движения курсора по экрану, данные о местоположении и многое другое. Всё это он предлагал купить по цене $2 за один день. Кампания прошла успешно, на данные был спрос — в результате 213 человек заплатили за них более $2 700. В скором времени у Заньера появились последователи, среди них — ирландец Шон Баклз, который объясняет свои мотивы в этом видео. 

 

Handshake

Сколько ты стоишь: Как выгодно продать персональные данные. Изображение № 2.

Основатель стартапа Handshake Дункан Уайт говорит, что самое главное на данном этапе — установить прозрачные взаимоотношения между владельцем данных и компанией-покупателем. «То, что раньше воровали, теперь учатся покупать», — считает он. Handshake — это площадка, благодаря которой пользователи могут контактировать с компаниями, решать, хотят ли они поделиться своими данными с ними, и если да, то за какую цену.

Устроено это так: пользователи регистрируются на сайте и вводят максимальное количество персональных данных, среди которых должен быть пол, возраст, род занятий и уровень дохода. Затем им предлагают участвовать в различных опросах, проводимых компаниями, в рамках которых они сообщают о себе дополнительную информацию за заявленную цену (можно торговаться). Тематика опросов варьируется от личных пристрастий в еде до привычек сна. Дункан считает, что люди, готовые потратить некоторое время на участие в подобных опросах, могут в среднем заработать за год от $1 000 до $5 000.

 

Datacoup

Сколько ты стоишь: Как выгодно продать персональные данные. Изображение № 3.

Datacoup предлагает пользователям ежемесячную плату (от $8) за право пользования их данными. Пока проект находится на стадии закрытого бета-тестирования — через пару месяцев обещают открыть доступ всем желающим. После регистрации на сайте можно будет выбрать, какой именно информацией вы хотите поделиться: например, предоставить доступ к аккаунтам соцсетей, данным с FitBit или истории своих поисковых запросов. Если вашими данными заинтересуется какая-нибудь компания, вы можете решить, хотите ли вы ими с ней поделиться или нет. Можно выбрать, с какой именно частью данных вы готовы расстаться в конкретном случае.

Основатель Datacoup Мэтт Хоган говорит, что важным преимуществом его сервиса является алгоритм, позволяющий выстраивать связи между разнородными данными. Например, выстроить последовательную цепочку событий, начиная с того, каким способом пользователь искал продукт в интернете, и заканчивая тем, где и когда он в итоге совершил покупку. Хоган уверен, что сможет заинтересовать своим «синтезирующим» подходом компании, покупающие персональные данные пользователей. 

 

Personal

Сколько ты стоишь: Как выгодно продать персональные данные. Изображение № 4.

Personal, вероятно, наиболее зрелая и перспективная из компаний, позволяющих управлять персональными данными. Она предлагает пользователям создать защищённое хранилище всей личной информации, начиная с паролей и заканчивая данными из медицинской карты. Сервис не просто аккумулирует данные из всех источников, к которым вы откроете доступ, но и автоматически оформляет их в удобной для использования форме. Основная идея Personal в том, что пользователь может выбирать, кто имеет право доступа к определённым частям его информации: друзья, коллеги, бренды и т.д. Вместо того чтобы устанавливать настройки приватности на различных сайтах, можно будет делать это на одной платформе.

Основатель сервиса Шейн Грин видит свою задачу в создании «магазина данных», где каждый сможет получить нечто в обмен на право доступа к личной информации. Допустим, если пользователь присматривает себе новый автомобиль, он может поделиться информацией о своих поисковых запросах и посещаемых сайтах с автомобильными компаниями, которые в ответ могут предложить ему скидку.

Фотография на обложке: ShutterStock