Мыльная опера: Чему популярные сериалы могут научить предпринимателей. Изображение № 1.

The Wire

Начинающаяся как полицейская история о борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Балтиморе «Прослушка» не ограничивается лишь криминальной тематикой. Это главный на свете сериал о жизни и смерти большого города (забудьте о чикагской истории в Boss), — и уместившийся в пять сезонов учебник по урбанистике, социологии и менеджменту, из которого одинаково легко почерпнуть как приёмы ведения избирательной кампании (что и сделал Алексей Навальный), так и принципы кризисного маркетинга на высококонкурентом и опасном рынке.

Мыльная опера: Чему популярные сериалы могут научить предпринимателей. Изображение № 2.

House of Cards

Уже в первой серии второго сезона оказывается, что House of Cards — не столько вдумчивый политический триллер, как можно было рассчитывать по британскому первоисточнику и Дэвиду Финчеру в кресле продюсера, сколько эффектный аттракцион, несущиеся с бешеной скоростью американские горки. Ну и ладно: вся машинерия держится на фигурах циничного конгрессмена Фрэнка Андервуда и его жены Клэр. У Андервуда стоит поучиться умению не размениваться по пустякам и выстраивать многоходовые стратегии. У его жены — терпению и пониманию: даже самый умный мерзавец нуждается в крепком тыле.

Мыльная опера: Чему популярные сериалы могут научить предпринимателей. Изображение № 3.

 

Breaking Bad

Лучший сериал на свете (круче, кажется, лишь The Wire), — и на том можно было остановиться. Бедствующий и умирающий от рака школьный учитель химии, который подрабатывает на автомойке, а после берется варить амфетамин и на протяжении пяти сезонов превращается в абсолютное зло. Библейских масштабов история запоздалой мужской самореализации Уолтера Уайта никогда не сводилась лишь к наркобизнесу. И в тоже время в Breaking Bad, как и в любом хорошем криминальном сериале, всегда можно отыскать приёмы эффективного менеджмента и принципы ведения успешных переговоров. А концовка напоминает, что бизнес всегда требует цели: производить наркотики и убивать людей иногда приходится для счастья жены — и не то чтобы это не нравилось главному герою.

 

Мыльная опера: Чему популярные сериалы могут научить предпринимателей. Изображение № 6.

Thick of It

Пресс-атташе премьер-министра Великобритании Малкольм Такер — злой, циничный, разговаривающий лишь матом и непрерывно унижающий всех окружающих — в общем, жутко неприятный человек. Но именно он знает, как разобраться с прессой и решить все проблемы одного из второстепенных министерств. «Thick of It» — отличная иллюстрация офисной работы, в которой патовая ситуация является нормой, почти все сотрудники некомпетентны и ведут себя как дураки, а принимать решения приходится на ходу. Пару лет назад создатель сериала Армандо Януччи запустил американский ремейк «Veep» — всё то же самое, только в кабинете вице-президента США.

Мыльная опера: Чему популярные сериалы могут научить предпринимателей. Изображение № 7.

Firefly

Трагически оборвавшийся на середине первого сезона «Firefly» — лучший гиковский сериал на свете. Несложно понять почему: научная фантастика, эстетика космического вестерна и фильмов категории «Б», хороший юмор и дружный экипаж, состоящий из непохожих друг на друга персонажей. За последнее и стоит смотреть: «Firefly» — отличный пособие по тимбилдингу и управлению командой. А внешне строгий, но внимательный и трепетно относящийся к своим подчиненным капитан корабля Малкольм Рейнольдс — едва ли не полная противоположность своего тезки Такера из «Thick of It»: часто доверие мотивирует куда сильнее, чем агрессия и крики.

Мыльная опера: Чему популярные сериалы могут научить предпринимателей. Изображение № 8.

 

Mad Men

К начавшемуся пару недель назад заключительному сезону «Mad Men» подошёл не в лучшей форме. И если первые несколько лет казалось, что это гениальный сериал про не понимающее The Beatles послевоенное поколение, которое завалит обломками эпохи 1960-х, теперь же видно, что это лишь стильная и выверенная, но скучная офисная мыльная опера. К чёрту завышенные ожидания: в первых трёх сезонах не происходило почти ничего, зато Дон Дрейпер действительно был гением рекламы, умевшим выбить слезу даже у самого черствого рекламодателя, — хоть и его идеи в Sterling Cooper имели мало общего с реальностью.

 

Мыльная опера: Чему популярные сериалы могут научить предпринимателей. Изображение № 11.

The Office

Британский офисный ситком с Рики Джервейсом в главной роли был очень хорош, но его продержавшийся девять сезонов американский ремейк со Стивом Кареллом оказался даже лучше. Псевдодокументальная стилистика, импровизация и действительно смешной юмор — вы вряд ли найдете лучшее пособие по жизни с самым непутевым боссом на свете. (Правда, если офисная жизнь надоест, стоит спуститься в подвал к гикам из службы техподдержки и пересмотреть «IT Crowd».)

Мыльная опера: Чему популярные сериалы могут научить предпринимателей. Изображение № 12.

Silicon Valley

Smart is the new sexy: бум стартапов ещё не спал, а интерес к технологическому миру среди обычных людей в этом году достиг максимального значения, — ровно поэтому в новом сезоне HBO запустили первый ситком о жизни стартаперов в Калифорнии. Silicon Valley (вот рецензия H&F на него) — новое детище автора «Бивиса и Баттхеда» Майка Джаджа: вполне смешно, достоверно и не без радости узнавания. Элон Маск раскритиковал первую серию, но всё равно решил дать проекту шанс.

Мыльная опера: Чему популярные сериалы могут научить предпринимателей. Изображение № 13.

 

The Sopranos

Ещё один главный криминальный телесериал на свете, без которого не было бы всех прочих, включая «Boardwalk Empire», — история консультанта по утилизации мусора и главного мафиозного босса штата Нью-Джерси. Тони Сопрано занимается финансами компании, решает неожиданные проблемы, устраивает переговоры, строит и управляет командой, — в общем, ведет себя как обычный предприниматель, даром что его бизнес преступен. А в свободное время ходит к психоаналитику, чтобы обрести спокойствие и разобраться в себе, и пытается сохранить мир в разваливающейся семье (несмотря на то, что он сам её и разваливает). «The Sopranos» — в конечном счёте сериал про то, что бизнесмен всегда должен уделять время родным и близким.

 

 

Мыльная опера: Чему популярные сериалы могут научить предпринимателей. Изображение № 16.

 

Бонус: Game of Thrones

Фентезийное Средневековье, интриги, предательства, убийства, секс и драконы — почему бы просто не расслабиться на выходных и не думать о бизнесе? В процессе вы узнаете, как следует вести себя с партнёрами и конкурентами.