Рекламному рынку в 2014 году аналитики предсказали снижение роста. Аналитический центр Video International в январе прогнозировал, что расходы компаний на продвижение в различных медиа вырастут всего на 3–4%, тогда как в последние годы они росли на 8–10%. Причины замедления — стагнация экономики, возможный финансовый кризис. К весне к проблемам прибавилась нестабильная ситуация на Украине, санкции США и ЕС и другие неприятности. Рекламный рынок всегда одним из первых реагирует на нестабильное положение дел в стране: стремясь сократить расходы, компании начинают с урезания бюджетов на маркетинг и продвижение. Как раз в такое время у маленьких начинающих агентств есть шанс закрепиться на рынке, если они смогут предложить конкурентный продукт по невысокой цене.

Рекламные агентства имеют различную специализацию. Креативные РА пишут сценарии рекламных кампаний, создают тексты, видеоролики, дизайн. Они занимаются производством рекламы и, как правило, не размещают её. Второй тип — медийные РА. Они, в свою очередь, имеют договоры и контакты с различными СМИ и занимаются тем, что встраивают рекламу клиента в нужный канал. Рекламными агентствами полного цикла называются компании, которые занимаются и продакшном, и продажами. Наконец, существуют специализированные агентства, которые специализируются только на одном виде рекламы, например наружной рекламе или рекламе в интернете, и могут помочь как с созданием, так и с размещением сообщений. 

Бизнес рекламного агентства хорош тем, что при желании его можно делать «на коленке», не вкладывая в аренду помещений, закупку оборудования и т.п., при условии, что у вас есть достаточно надёжных связей на этом рынке. Если связей мало, есть смысл потратиться на квалифицированных сотрудников: заманить их высокими зарплатами, либо взять в долю, либо пообещать очень интересные задачи.

Начни бизнес: Рекламное агентство . Изображение № 1.

Помещение

Офис понадобится, когда ваш штат станет больше пяти-десяти человек. Потребуется место, в котором можно будет встретиться, обсудить идеи, куда пригласить клиента. Коммерческая недвижимость в крупных городах дорожает, хорошие и недорогие офисы в дефиците. В Москве офис класса Б, самого популярного на рынке, может обойтись в 20 000–25 000 за м2 в год. Некоторые компании предпочитают для встреч друг с другом и потенциальными клиентами арендовать помещения в коворкингах и клубных офисах. Это часто выходит дешевле, учитывая, что большинство сотрудников может работать удалённо. Многие стремятся снять дорогой и представительный офис, обставить его красивой мебелью или, наоборот, разрисовать граффити и обустроить в нём хипстерский лофт, чтобы произвести впечатление на заказчиков. На самом деле заказчики в гости к рекламным агентствам приезжают довольно редко.

 

Начни бизнес: Рекламное агентство . Изображение № 2.

Документы

Законодательство позволяет зарегистрировать рекламное агентство как ООО и как ИП. Прежде чем начать работу, следует хорошо ознакомиться с федеральным законом «О рекламе» и всеми поправками, а также узнать о местных законодательных актах, регулирующих рекламный рынок. Так, к примеру, в Москве и Санкт-Петербурге действуют жёсткие ограничения на наружную рекламу.

Прежде чем приниматься за первые заказы, стоит составить на будущее типовой договор вместе с компетентным юристом. В договоре с клиентами важно предусмотреть поэтапную оплату заказа, чтобы проблема кассовых разрывов не стояла слишком остро, а также чтобы минимизировать риски неуплаты по исполненным договорам.  

 

 Начни бизнес: Рекламное агентство . Изображение № 3.

Другие расходы

Персонал

Cамая затратная статья расходов. Ежемесячный зарплатный фонд команды из пяти человек в рекламном агентстве может превышать 1 млн рублей. То есть, если вы собираетесь заниматься креативом и нанимать дизайнеров, режиссёров, художников и прочее, придётся на старте иметь запас как минимум в 5 млн рублей, которые вы смогли бы вложить в проект. Зарплата хорошего продажника, который станет вести дела медийного рекламного агентства, уговаривать компании на сотрудничество и держать контакт с рекламными отделами СМИ, должна превышать 100 000–150 000 рублей. Именно от продажника и его умения убеждать зависит размер скидки, который вам сделают в коммерческих службах изданий. А значит, размер вашей выручки. На бумаге скидка обычно не превышает 15%, на деле при хороших отношениях можно сбить половину цены. Мотивировать персонал можно и с помощью опционов.

Оборудование и программное обеспечение

Помимо компьютеров, медийному рекламному агентству и агентству полного цикла имеет смысл приобрести доступ к ряду платных баз с контетом и аналитикой вроде «Медиалогии». Это не дешёвое удовольствие: подписка на месяц часто стоит около 40 000 рублей, зато вы всегда будете в курсе всех упоминаний клиента. 

Креативному агентству могут понадобиться различные средства для работы: хорошие камеры, софиты, оборудование для полиграфии и т.п. Впрочем, покупки дорогостоящей техники можно избежать, если заказывать производство на стороне. Многие специализированные агентства, особенно работающие с наружной рекламой, предпочитают выкупать в собственность щиты и распоряжаться ими по своему усмотрению.

Продвижение

Сообщество рекламщиков довольно активно общается в Сети на различных форумах, в комментариях на специализированных сайтах. Придётся увеличить присутствие на таких площадках и стараться формировать там выгодный образ вашего агентства. Эффективными могут быть продажи по телефону и пиар-кампании в изданиях для предпринимателей. Посещайте мероприятия, пишите письма и всюду говорите о вашем проекте. Ваши название, реклама и слоган должны быть безупречными, то, как вам удастся справиться с вашей рекламной кампанией, провлечёт или оттолкнёт потенциальных клиентов. 

Иллюстрации: Наталья Осипова

Благодарим за помощь в подготовке материала: РА Slava, РА «Восток», студию DT Group