Говорить о деньгах в нашей культуре считается даже более неприличным, чем о сексе. О том, кто сколько получает, порой неловко спрашивать у близких людей, не то что у коллег. Хотя информация эта может оказаться очень полезной. Например, стать ориентиром в том, сколько вообще можно получать в конкретной компании, или засвидетельствовать несправедливость: женщины часто получают меньше мужчин, работая на одинаковых должностях. Феномен «открытой зарплаты» — когда каждый сотрудник в курсе того, сколько получают другие, — появился не вчера. Во многих странах этот подход применяют, публикуя зарплаты чиновников и бюджетников. Однако частные компании переняли его совсем недавно. H&F разобрался, кто и зачем публикует в открытом доступе информацию о доходах своих сотрудников, а также узнал, что об этом подходе думают российские предприниматели.

 

Формула зарплаты

Моду на «открытую зарплату» запустила в конце прошлого года небольшая компания Buffer. Ещё на этапе становления основатели придумали 9 основных принципов, на которых будет базироваться их компания. Одним из них была «прозрачность во всём». Они начали с того, что публиковали информацию о своём бюджете, доходах и расходах в открытом доступе, вели блог, в котором подробно описывали, что происходит у них в компании и через какие трудности им приходится проходить. Любая переписка между двумя сотрудниками должна была быть доступна остальным — для этого в копию обязательно ставили «общий» ящик.