Стоит ли покупать чужой домен. Изображение № 1.

Алексей Королюк

генеральный директор REG.RU

   

Причины покупки

На вторичный рынок доменов пользователей приводят различные цели. Например, необходимо купить «красивый», звучный адрес для нового проекта, а все возможные варианты уже зарегистрированы. Или есть потребность создать дополнительную к основному сайту интернет-площадку для увеличения аудитории. Это может быть и желание купить готовый сайт с хорошими позициями в поисковых системах и постоянным ядром посетителей, чтобы сэкономить время на раскрутке и сосредоточиться на развитии основных бизнес-процессов.

 

Выбор имени

При выборе доменного имени необходимо отталкиваться от трёх важных параметров. Первый — это запоминаемость. Она будет выше, если домен будет родовым. Например, если компания занимается производством или продажей мебели, то для неё лучшими доменами будут МЕБЕЛЬ.РФ или MEBEL.RU. Кроме того, такое доменное имя — ещё и элемент имиджа, так как является одним из признаков лидера индустрии.

Следующий параметр — это соответствие доменного имени поисковым запросам целевой аудитории, в зависимости от того, что ей требуется: «свежие новости», «купить стул» или «прогулка на лошадях». Определяется это обычно по количеству и соответствию поисковых запросов.

Наконец, это география деятельности компании. Если проект работает в Москве, то эффективным решением будет регистрация адреса в доменной зоне .МОСКВА или .MOSCOW. Для компании федерального уровня, очевидно, нужен адрес в зоне .RU или .РФ, а международного — .COM и других международных зонах.

И в любом случае, регистрируя новый домен или приобретая его на вторичном рынке, нужно убедиться, что не нарушаются права третьих лиц, в частности правообладателей товарных знаков. Если ваш домен совпадает с наименованием товарного знака, который вам не принадлежит, то это прямое нарушение Гражданского кодекса. В этом случае правообладатель в любой момент может в судебном порядке лишить вас домена, за который, возможно, была отдана немалая сумма.

 

Что нужно знать

В идеале, перед тем как приступать к процессу покупки, важно проверить историю домена, узнать, сколько у него было владельцев и кто в данный момент является администратором. Если это действующий ресурс, то необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием. Сайты с запрещённым контентом могут попадать в фильтры поисковых систем, тем самым осложняя дальнейшую поисковую оптимизацию проекта. Существуют специальные сервисы, позволяющие получить основную информацию о домене, например сервис Whois. С его помощью можно узнать дату регистрации домена и её окончание, а также сведения об администраторе. Чтобы получить расширенную информацию о домене, например его историю, количество владельцев, необходимо обратиться уже к дополнительным сервисам регистраторов.

В целом, для покупки достаточно данных о том, кто является администратором. Но и в этом простом вопросе есть определённая сложность. Найдя данные об администраторе домена, связаться с ним, скорее всего, вы сможете только через форму обратной связи, потому что в соответствии с ФЗ № 152 «О персональных данных» операторы и другие юридические и физические лица, имеющие доступ к персональным данным, не должны раскрывать персональные данные без согласия владельца. При этом отправка письма администратору вовсе не гарантирует получения обратной связи.

 

Сделка

Есть два пути организации сделки — самостоятельный и с привлечением регистратора доменного имени в качестве третьей стороны.

Для самостоятельной организации сделки существуют аукционы на независимых от регистраторов площадках. Важно учитывать, что большинство из них заточены под работу с доменами в международных зонах. Если вас интересует сайт в национальной зоне .RU или .РФ, то этот способ, скорее всего, не подойдёт. Другой вариант — обращение к специализированным форумам. Здесь есть шансы напрямую выйти на администратора домена и договориться с ним о продаже. Основной недостаток и аукционов, и форумов — это отсутствие гарантий как для продавца, так и для покупателя.

Второй вариант — это обращение к регистратору домена для организации сделки. Чаще всего регистраторы имеют специальные сервисы, так называемый доменный брокер, которые включают весь цикл работ — от поиска администратора и установления с ним контакта до совершения сделки и оформления необходимой документации. Преимущество обращения к регистратору в том, что он имеет большой опыт работы и ему доступен весь необходимый инструментарий.

По статистике, при обращении к регистратору договорённость между покупателем и продавцом достигается на 50 % чаще. Но стоит привлекать только регистратора, который обслуживает доменное имя. Доменный брокер без статуса регистратора может являться мошенником.

 

Цена

При оценке стоимости может учитываться возраст домена, длина названия, популярность имени в других доменных зонах, уровень конкуренции в среде, рейтинги доменов.

На рынке доменов, как и на любом другом действительно принято торговаться. На ситуацию в процессе торга могут оказать влияние как объективные, отраслевые, так и частные факторы: какими средствами располагает покупатель, за сколько домен был приобретён продавцом, есть ли другие предложения и условия от каждой из сторон. Например, продавец домена МЕБЕЛЬ.РФ выставляет высокую цену и не хочет торговаться, но в дополнение готов продать домены ШКАФ.РФ или СТОЛ.РФ по трети стоимости. Независимо от того, проводится сделка самостоятельно или привлекается доменный брокер, и продавец, и покупатель могут приводить свои аргументы в пользу повышения или понижения стоимости домена.

 

Эффект от покупки

Имя домена можно сравнить с адресом магазина: если маршрут будет сложным для запоминания, то есть вероятность, что потенциальный покупатель не найдёт дорогу, а значит, не сможет оценить ассортимент товара и совершить покупку.

Этот же принцип работает и в интернете, поэтому для домена в первую очередь важны простота, запоминаемость, звучность и образность. Кроме того, грамотно подобранное доменное имя положительно влияет на позиции в поисковой выдаче. И наконец, дорогой и яркий домен — это часть имиджа, наравне с дизайном офиса, фирменным стилем и прочими элементами корпоративной идентификации.

Приобретение имени, созвучного с адресом сайта крупного конкурента или отличающегося от него на одну букву или цифру, например MACDUNALDS.COM или VTB23.RU, — это, напротив, неперспективный путь развития бизнеса. Конкурент, обратившись в суд, может на законных основаниях лишить вас используемого домена. Кроме того, паразитируя на остаточном клиентском трафике сильного игрока рынка, компания теряет идентификацию и бизнес и нередко вскоре прекращает своё существование.