Абоненты «Мегафона» и его виртуального оператора «Йоты» столкнулись с массовым сбоем в сети: неполадки со связью начались сегодня после 11:00 и продолжаются до сих пор. Оператор еще несколько часов назад пообещал устранить проблему в ближайшее время, однако пока этого не произошло. Клиенты не могут совершать и принимать звонки, а также отправлять и получать СМС. При этом мобильный интернет, по заверениям представителей «Мегафона», работает исправно.

The Village решил выяснить у юристов, на что могут рассчитывать абоненты, лишившиеся связи на значительную часть буднего дня, если это существенным образом сказалось на их жизни или работе. Представители «Йоты» уже сообщили нам, что «решение о компенсации будет принято позже». Об этом же заявили и в пресс-службе «Мегафона».


Олег Фролов

ведущий юрист Общества защиты прав потребителей

Если произошел сбой и абоненты не могут получать услуги мобильной связи, то можно признавать факт одностороннего отказа от исполнения договора — то есть «Мегафон» прекратил предоставлять услуги.

Естественно, потребитель вправе потребовать возмещения убытков, к которым привело отключение связи, но для этого он должен доказать, что: а) связь действительно отсутствовала и пользоваться ей было невозможно; б) должно быть подтверждение, что он является абонентом. Поэтому потребители, которые купили симки в переходах без оформления, никак защищены не будут, так как они не смогут подтвердить, что этот номер принадлежит им.

Что касается вопроса о компенсации морального вреда: если будет обращение в суд, то компенсация, на мой взгляд, будет мизерной, максимум тысяча рублей. При этом суд будет учитывать, какие убытки были понесены в связи с отключением связи. Но очень маловероятно, что потребитель может понести из-за этого серьезные убытки.

Вообще, вряд ли кто-то захочет обращаться в суд для того, чтобы получить компенсацию в тысячу рублей. У нас нет практики, нет подобных решений, в результате которых потребитель смог получить серьезную компенсацию. Только в части моральных страданий: кто-то до кого-то не дозвонился, и из-за этого у человека случился стресс, нервные перегрузки и прочее.

Более серьезную компенсацию могут получить только юридические лица, которые завязаны на телефонной связи и могут понести, соответственно, более серьезные убытки.


Владимир Старинский 
управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры»

Существуют «Правила оказания телематических услуг связи», утвержденные постановлением правительства России от 10 сентября 2007 года. Пункт 64 этого документа предусматривает, что при нарушении сроков предоставления доступа к сети оператор выплачивает абоненту 3 % платы за предоставление доступа к сети. Более высокий размер неустойки может быть указан в договоре, но он не может составлять более размера предусмотренной этим договором платы.

Также можно взыскать убытки в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, а именно статьей 15 Гражданского кодекса. Лицо, права которого нарушены, может потребовать полного возмещения причиненных ему убытков. Однако для этого необходимо все подсчитать и предоставить мотивированную претензию в компанию или заявление в суд. Исходя из судебной практики, можно сказать, что добиться в суде возмещения убытков при сбое в работе оператора связи очень сложно, а выплаты в итоге настолько незначительные, что особого смысла добиваться их нет.