В трудные времена компании начинают избавляться в первую очередь от сотрудников, выполняющих вспомогательные функции. Под раздачу первыми попадают маркетологи, пиарщики и специалисты по брендингу, нанятые ранее на довольно высокую зарплату. В этом году наблюдалась та же тенденция: по данным портала Superjob, с февраля по апрель число вакансий для маркетологов снижалось, а количество резюме таких специалистов росло (в феврале был зафиксирован рекордный рост на 38 %). В мае ситуация изменилась: спрос вырос, а число ищущих работу сократилось. Летом снова начался спад, который завершился в сентябре 18%-ным ростом числа вакансий. Число резюме при этом выросло на 34 % по сравнению с началом года.

Сейчас на одно вакантное место в среднем приходится до трёх резюме. Сильнее всего конкуренция среди PR-специалистов: здесь на одну вакансию приходится по 14 претендентов. При этом пиарщики получают самую низкую зарплату среди сотрудников маркетинговой сферы. В среднем оклады здесь выросли на 2 %, но некоторым специалистам компании готовы прибавить зарплату больше: к примеру, указанный в вакансиях оклад менеджеров по маркетингу вырос на 9 %, по 8 % прибавили продакт-менеджерам и менеджерам по развитию. Вот какую зарплату теперь обещают самым востребованным специалистам в сфере маркетинга.

 

Как изменились зарплаты

Позиция 

Средняя зарплата

в январе (рубли)

Средняя зарплата

в октябре (рубли)

Изменение

   

Менеджер

по маркетингу

55 000

60 000

9 %

   

Продакт-менеджер 

85 000 

92 000 

8 % 

   

Менеджер

по развитию 

65 000 

70 000  

8 % 

   

Бренд-менеджер 

80 000 

85 000

6 % 

   

PR-менеджер 

55 000 

57 000  

4 %  

Источник: данные Superjob, основанные на анализе уровня зарплат в вакансиях

Трудно ли сейчас найти хорошего маркетолога

Сколько сейчас получают маркетологи. Изображение № 1.

Андрей Гавриков

гендиректор маркетинговой группы Completo  

Зарплаты у экспертов индексируются несмотря ни на что. Хочу провести черту между экспертами и специалистами. Если первые в состоянии решать нестандартные задачи, работать на уровне системы бизнеса, а не отдельно взятого инструмента, то специалисты — это люди, которые работают по конкретному узкому направлению. Рынок сейчас стал предлагать хороших специалистов по маркетингу за адекватные деньги — такая тенденция прослеживается всё чётче.

Если раньше мы получали резюме в формате «я окончил крутой вуз, у меня была практика два месяца в международной корпорации — дайте мне оклад 120 000 рублей», то сейчас таких уникумов стало значительно меньше. Толковые же практики выбирают работу в первую очередь по уровню сложности и интересности задач, а уже потом в этой иерархии идут оклады, соцпакет и так далее.

Сколько сейчас получают маркетологи. Изображение № 2. 

Юлия Спиридонова

сооснователь и HR-директор «Нетология-групп»

Рынок определённо меняется, но сказать, что сейчас найти хорошего сотрудника в маркетинг и PR легче, нельзя. Всё не так однозначно. Мы видим следующие тенденции:

 По сравнению с прошлым годом предложений по маркетинговым позициям стало заметно больше. Мы видим это по возросшим откликам на наши вакансии (в среднем 200–300 откликов, на руководящие позиции — 700). Плюс привлечь специалиста стало легче: люди готовы приходить на меньший оклад, на перспективу. Когда мы искали директора по маркетингу холдинга, мы получили 730 откликов и провели 60 собеседований, в результате которых у нас оказалось два финалиста. Сейчас мы ищем ведущего специалиста по маркетингу, у нас 230 откликов, но процент «качественных» резюме намного больше: мы провели уже 50 собеседований. Толковых ребят много, и мы надеемся в ближайшее время закрыть эту позицию.

 Всё ещё чувствуется нехватка специалистов, хорошо разбирающихся в интернет-маркетинге. Многие из них что-то придумывают, внедряют, но пока нет системного подхода в этом направлении. И не хватает более глубоких знаний в каналах интернет-продвижения, аналитики.

 Сильно возросли зарплатные ожидания у руководителей (директоров по продажам, директоров по маркетингу) — по моим ощущениям, на 30–40 %. Эти привыкли к комфорту, поездкам, поэтому сейчас они пытаются компенсировать падение курса ростом своей зарплаты. Одновременно возрос и спрос на них.

 С рядовыми позициями стало заметно легче. Больше откликов, люди готовы приходить на меньший оклад, на перспективу. Мы видим увеличение количества откликов по всем без исключения вакансиям, даже по проблемным позициям в веб-разработке. Всё больше программистов пишут нам сами напрямую.

 Соискатели всё больше внимания обращают на саму компанию, её сферу деятельности и перспективы роста. То есть ищут более надёжные в кризис компании. Понятно, что если компания работает на растущем рынке, она получила инвестиции и планирует экспансию, то эта компания в кризисное время более надёжна.