Два года назад в России начали продаваться невозвратные авиабилеты. До этого пассажиры имели право отказаться от полёта не позднее, чем за 24 часа до вылета, и получить обратно деньги за билет (при отказе менее чем за сутки авиакомпания удерживала сбор до 25 % от уплаченной за билет суммы), и все риски отказа пассажиров от путешествия авиакомпании закладывали в тариф, что увеличивало цену билетов. Затем на рынке появились гибкие тарифы — без багажа и возможности возврата или обмена. Введение таких тарифов помогло снизить среднюю цену авиабилета эконом-класса на внутренних направлениях в среднем на четверть. Новые правила также способствовали развитию лоукостеров, которые продают только невозвратные билеты и частично за счёт этого держат низкие цены. Правда, такие билеты не стоит брать, если вы ещё не определились с точной датой поездки и опасаетесь, что обстоятельства могут не позволить вам улететь.

Директор по клиентскому опыту онлайн-сервиса по бронированию путешествий OneTwoTrip Оксана Луговая рассказала The Village о том, насколько выгоднее брать невозвратные билеты и в каких случаях их всё же можно вернуть.

Как узнать тариф

Цена любого авиабилета формируется из двух частей: тариф, а также сборы и таксы. Последние подразумевают под собой аэропортовые сборы за наземное обслуживание самолётов — это топливный, страховой, а также сервисный сборы. Так, если меняется цена на топливо, меняется и цена авиабилета. Тариф же — это стоимость перелёта, которую установила авиакомпания. Она зависит от протяжённости маршрута, класса бронирования и сезона.

Чтобы узнать тариф, прочитайте правила перевозки: если видите фразу «TICKET IS NON-REFUNDABLE», значит, вернуть билет без весомой причины не получится. Кроме того, ориентироваться можно на фразу «WHERE FARE IS NON- REFUNDABLE ANY TIME. IN THIS CASE YQ/YR SURCHARGES ARE ALSO NON-REFUNDABLE», где «YQ/YR» — обозначение такс. Здесь имеется в виду, что, если тариф билета невозвратный, таксы также не подлежат возврату. На невозможность обмена указывает фраза «CHANGES NOT PERMITTED».

У «Аэрофлота» есть два невозвратных тарифа: «Промоэконом» и «Бюджет-эконом». У S7 не получится вернуть все билеты, которые продают по тарифу «Базовый», в том числе «Эконом базовый» и «Бизнес базовый». «ЮТэйр» продаёт невозвратные билеты в экономическом классе, но не на все направления, и они действуют исключительно в период акций. А у «Уральских авиалиний» невозвратные билеты продают по промотарифам. В отличие от российских, иностранные авиаперевозчики не делают невозвратные тарифы постоянными: эти билеты они обычно продают в период акций и распродаж. Правило не касается только компаний-лоукостеров, большинство из которых не разрешают сдавать билет.

Насколько выгоднее невозвратные билеты

У большинства авиакомпаний есть возвратные и невозвратные тарифы для экономического класса и для бизнес-класса. Пассажир может купить возвратный билет в экономе, а может — невозвратный в бизнес-классе, и второй может стоить в два раза дороже.

Возвратные и невозвратные билеты в одном классе не будут различаться ничем, кроме цены. Так, например, билет по направлению Москва — Берлин без возможности возврата «Аэрофлот» продаёт за 11 103 рубля. За 13 323 рубля можно купить точно такой же возвратный билет, правда, за сам возврат придётся заплатить ещё 50 евро. Билет с возможностью возврата без дополнительной платы будет стоить 29 973 рубля.

Компания «ЮТэйр» предлагает купить невозвратный билет Москва — Сочи класса «Стандарт эконом» за 8 485 рублей, а точно такой же билет, но с возможностью возврата (класс «Эконом гибкий»), — за 9 985 рублей. За возврат билета придётся заплатить от 30 до 45 евро, в зависимости от того, когда именно вы будете возвращать билет: за 24 часа перед вылетом или позже.

Авиакомпании-лоукостеры, в том числе российская «Победа», продают только невозвратные билеты, и это обязательно нужно учитывать при планировании своего путешествия. Вместе с тем авиакомпания разрешает сменить имя пассажира в билете за 4 тысячи рублей.

Как вернуть возвратный билет

Чтобы вернуть билет, свяжитесь со службой поддержки и чётко сформулируйте запрос. Иногда клиент говорит, что хочет обменять билет, когда по факту он хочет его вернуть. Это две большие разницы, и отмена таких операций невозможна.

Возврат билета осуществляется с учётом правил его тарифа, и у каждой авиакомпании есть своя система штрафов, причём стоимость услуги возврата и обмена билетов для разных тарифов в рамках одного класса обслуживания может различаться. Кроме того, сумма штрафных санкций варьируется в зависимости от того, когда именно вы будете сдавать билет: чем ближе вылет, тем больше придётся заплатить, иногда до 25 % от стоимости авиабилета. Как правило, крайним сроком для возврата билетов признаётся момент окончания регистрации на рейс или время вылета, в противном случае признаётся, что пассажир не явился на рейс, и вернуть свой билет он уже не сможет.

Часто для того, чтобы вернуть или обменять билет, нужно ехать в офис продаж, но некоторые авиакомпании всё же позволяют вернуть билет дистанционно — здесь, опять же, у всех свои правила, и ознакомиться с ними лучше заранее.

Когда можно вернуть невозвратный билет

Вернуть деньги можно и за невозвратный билет, но только в крайнем случае. Причин может быть две. Первая: если пассажир или кто-то из близких родственников, с которыми он собирался лететь, заболел или умер. Здесь, чтобы получить компенсацию, необходимо будет предоставить авиаперевозчику документы, подтверждающие невозможность полёта, и обязательно сообщить об отказе до того, как закончится регистрация на рейс.

Но нужно учитывать, что для многих зарубежных авиакомпаний отказ по медицинским причинам не является основанием для вынужденного возврата. Связано это с тем, что фактически все европейцы страхуют свои жизни, а значит, в случае непредвиденных обстоятельств покрывать расходы за несостоявшийся перелёт будет страховая компания.

Вторая причина предполагает нарушение авиакомпанией условий договора перевозки. Таким нарушением может быть, например, длительная задержка или отмена рейса. Продолжительность этой задержки может варьироваться — обязательно читайте правила авиакомпании. Так, вышеупомянутая компания «Победа» вернёт деньги за билет только в случае задержки рейса на четыре часа и более. Но в любом случае окончательное решение о возврате такого билета принимает перевозчик.