Сезон летних распродаж можно считать оконченным: практически все магазины одежды уже начали выставлять осенние коллекции. Вещи прошлых сезонов, оставшиеся после распродажи, в некоторых магазинах уценяются еще больше, где-то откладываются до будущих распродаж либо переезжают в аутлеты, а большинство местных магазинов, не входящих в федеральные сети, просто отправляет их на склад, чтобы через год снова развесить вместе с очередной сезонной коллекцией. The Village узнал об особенностях политики сезонных распродаж в иркутских магазинах, о том, как не купить старый костюм по цене нового и где искать вещи люксовых брендов за бесценок.

О цивилизованном подходе к распродажам в местном ритейле специалисты говорят скорее как об исключении: немногие магазины в конце сезона снижают цены на 50% и более. Для местных бутиков, даже если речь о дорогом сегменте, вполне нормально вывесить вместе с актуальной коллекцией вещь, которой уже четыре сезона, уценив ее на 10-15%. В первую очередь, по мнению специалистов, это вредит самим магазинам. Во-первых, вещи из давних коллекций теряют товарный вид, топ с затяжкой на лицевой стороне точно никто не купит, а ценник на нем с минимальной скидкой (как и само наличие на вешалах изделий в таком состоянии) не лучшим образом сказывается на репутации магазина. Во-вторых, всегда есть возможность найти альтернативу. К примеру, в сетевом магазине Massimo Dutti есть вещи не хуже, чем у дорогих итальянских брендов, вещи которых привозят небольшие местные магазины, а распродажи сети всегда проводят вовремя и с хорошими скидками.

Эксперты отмечают, что аутлетов у иркутских магазинов почти нет, скорее потому, что это невыгодно — держать для уцененных товаров отдельные площади. В качестве примера можно привести дисконт-центр Montenapoleone, куда стекается непроданная одежда из всех бутиков сети и постепенно продается по сниженным ценам, в том числе на выездных распродажах. Порой кажется, что для магазинов все эти вещи, которые никто не купил за несколько лет, дороги, как дети, и их совершенно невозможно продавать со скидкой 80-90% или тем более утилизировать, как это делают сетевые бренды, у которых есть практика принимать от продавцов определенный процент непроданных остатков.


Ольга Жукова

имидж-дизайнер

Политика скидок в иркутских магазинах очень разная. Одни выставляют коллекции прошлых сезонов со скидками. Другие после сезонного сейла возвращают цены на прежний уровень. Конечно, все эти вещи могут быть прекрасными и базовыми, но с точки зрения рынка конкуренция очень велика, а незаменимых вещей почти нет. И становится понятным отток покупателей в федеральные сети, которые, кстати, всегда делают скидки на прошлые коллекции. С точки зрения покупателя уровень лояльности к магазину гораздо выше, если человек видит уважительную ценовую политику.

В числе магазинов с цивилизованной политикой сейлов могу отметить, например, ODS — у них одежда вне моды, они могут в принципе не делать распродажи. Тем не менее, к концу сезона обязательно снижают цены минимум наполовину. «Авантаж Кадриль», Villa Reale, Stefanel и другие — в Иркутске действительно есть магазины, которые придерживаются грамотной ценовой политики: скидки на коллекции прошлых сезонов должны оставаться действующими не только в период распродаж, но и в следующем сезон.

Не стоит опасаться, что вещь из прошлой коллекции будет неактуальна. Образ делают не вещи, а их сочетание. Из коллекций, выпущенных несколько сезонов назад, вполне можно собрать актуальный образ. Если бюджет клиента не позволяет, я выбираю для него вещи в дорогих бутиках только из сейлов, там встречаются прекрасные находки очень недорого. Не говоря уже о том, что можно сочетать люксовые бренды с вещами демократичных сетевых марок — Mohito, Reserved, Love Republic, которые проводят сейлы с максимальными скидками и могут себе позволить просто забыть о вещах, которые все же остались непроданными под конец сезона.


Аркадий Астрахан

Совладелец ювелирной сети Nomination

В отличие от одежды, ювелирные украшения практически не теряют актуальность. По украшению сложно понять, выпущено оно в этом сезоне или пять лет назад. Поэтому распродажи для нашего сегмента не особенно актуальны.

Украшения Nomination условно делятся на три типа: базовая коллекция, которая выпускается уже 30 лет, fashion-коллекция, которая живет от двух до пяти лет в неизменном виде или с дополнениями, и сезонные коллекции. На базовую коллекцию скидок не бывает почти никогда. Редкие исключения — какая-нибудь ночь распродаж в торговом центре, и то выборочно, на некоторые позиции. Украшения второго типа могут распродаваться время от времени, но скидки не превышают 30%. А сезонные коллекции в условиях российских реалий просто переходят в эту вторую категорию — их тоже можно продавать и год, и три, и пять. И остальные ювелирные магазины в целом делают ровно так же.

Распродажи для нас целесообразны с точки зрения ускорения оборота, это позволяет высвободить «замороженные» средства, если это актуально. У каждой сети своя стратегия управления остатками. Мы делаем акцент на бонусной системе и предлагаем скидки к праздникам на определенные коллекции или отдельные позиции, что позволяет привлечь покупателей. Мы отслеживаем «мертвые» остатки, которые уже давно никак не двигаются, и ставим на них скидку. При этом есть позиции, которые мы можем распродавать максимум со скидкой 50%, чтобы не уйти ниже цен закупки. А есть коллекции, которые закупались, например, в 2014 году по старому курсу евро, на них можно давать и 70%.

К счастью, ювелирные украшения — это не одежда, которую нужно где-то хранить и заботиться, чтобы ее не съела моль. Украшения не требуют для хранения много места, и распродажи в нашей сети большая редкость. Для нас это скорее вопрос альтернативы применения оборотных средств.